Разделы презентаций


Формирование техники чтения обучающихся, через использование различных методик и приемов обучения

Содержание

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г.Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Формирование техники чтения обучающихся, воспитанников через использование различных методик

и приёмов обучения.

Формирование техники чтения обучающихся, воспитанников через использование различных методик и приёмов обучения.

Слайд 2Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие

зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет

Б.Г.Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Чтение как один из видов письменной речи является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь.
Умственно отсталый ребёнок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник. Однако такие дети, по данным Г.Я.Трошина, овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме. Среди школьников 1 – 2-х классов вспомогательных школ отличается большое количество детей со специфическими стойкими нарушениями чтения. Так, по данным К.Аверино-Жакке, почти у 70% детей с умственной отсталостью обнаруживаются дислексии.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого

Слайд 3Выделяется четыре качества навыка чтения:
правильность, беглость, сознательность,

выразительность.
Главной задачей обучения чтению является выработка у детей

этих навыков Навык чтения включает два компонента: техническую сторону и смысловую. К технической стороне чтения относятся: способ чтения, темп чтения, правильность чтения. В смысловую сторону:
выразительность и понимание прочитанного. Техническая сторона подчиняется и
обслуживает первую.

Выделяется четыре качества навыка чтения:  правильность, беглость, сознательность, выразительность.  Главной задачей обучения чтению является выработка

Слайд 4Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость

измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени

(обычно количеством слов в 1 минуту).

У детей с нарушением интеллекта овладение чтением протекает замедленно, характеризуется своеобразием и определёнными трудностями (М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, Г.И. Данилкина, Н.К. Сорокина). По данным Г.Л. Трошина, они овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем школьники в общеобразовательной школе.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу

Слайд 5Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре

слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла

предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И.Т.Федоренко (г. Харьков), в каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, а последнее – уже 46. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.
Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Дети читают предложение молча и стараются его запомнить. Учитель предлагает им закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем предложение стирается с доски, и ученики записывают его в тетрадь.
Если многие дети плохо запоминают текст, его следует повторять до положительного результата несколько дней подряд.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не

Слайд 6Еще один аспект развития чтения: частота тренировочных упражнений. Память человеческая

устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед

глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
Еще один аспект развития чтения: частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то,

Слайд 7Очень интересен метод жужжащего чтения. Жужжащее чтение было одним из

основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Сейчас,

пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников читает не более двух минут. А при «жужжащем» чтении общий тренаж в течение урока составит
10 × 2 = 20 (чел/мин)
Очень интересен метод жужжащего чтения. Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе,

Слайд 8Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что

последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна

человек находиться под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна - две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и

Слайд 9

Упражнения для совершенствования способа чтения.


Одним из эффективных приёмов

работы являются ежедневные специальные упражнения(«речевая зарядка», или «разминка»), способствующие правильному

воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении текста. Конкретными задачами такой «разминки» являются: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова. Материалом для таких упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений выбираются с учётом общего уровня навыка чтения детей, в частности, характера их ошибок.
Как показала практика, наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. На эти упражнения отводится 4- 5 минуты, в зависимости от объёма материала.

Упражнения для совершенствования способа чтения.  Одним из эффективных приёмов работы являются ежедневные специальные упражнения(«речевая зарядка», или

Слайд 10 Тренировке чтения полезно уделять значительную часть урока. Во

избежание быстрого утомления при однообразной работе задания изменяются. Дети

читают по цепочке, абзацами, по эстафете, выборочно.
В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыков
чтения. Авторами разработок стала группа педагогов и психологов: Н.В. Нечаева, Т.А. Ладыженская и другие. Вот некоторые из них: наблюдение за
чтением своих товарищей; «жужжащее чтение» (данный приём можно использовать в
процессе «разминки»); чтение «эхо»; чтение «канон»; чтение «Спринт»; чтение
со счётом слов; чтение с простукиванием ритма; чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки); смысловая догадка.

Тренировке чтения полезно уделять значительную часть урока. Во избежание быстрого утомления при однообразной работе

Слайд 11Мной заимствован комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения (И.Т.Федоренко, И.Г.

Пальченко):


- чтение строчек наоборот,что создаёт предпосылки

для устранения достаточно распространённых ошибок «зеркального» чтения;

- чтение пунктирно написанных слов;

- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;

- поиск в тексте заданных слов;

- чтение текста через слово;

- быстрое многократное произнесение предложений.




Мной заимствован комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения (И.Т.Федоренко, И.Г. Пальченко): -  чтение строчек наоборот,что создаёт

Слайд 12Условия для развития беглости чтения и правильности чтения:

а) Учащиеся

должны чаще и больше читать. Важно следить, чтобы в чтении

принимали участие все дети. Слабых вызывать чаще, но читать они должны недолго;

б) Наблюдение учащихся за чтением своих товарищей;

в) Один и тот же текст должен перечитываться неоднократно во время урока. Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, нужно сопровождать его сменой
заданий;
г) Специально организовать работу по сочетанию разных приёмов чтения на одном и том же тексте.

Условия для развития беглости чтения и правильности чтения: а) Учащиеся должны чаще и больше читать. Важно следить,

Слайд 13
Осознанное чтение

– это такое чтение, при котором происходит

полное и адекватное понимание на
уровне слова, словосочетания, предложения, законченной

части и всего текста в
целом. Иными словами, в процессе чтения художественного текста ученики должны
усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения.



Однако у школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности
понимания на всех уровнях языковых единиц. Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем:

в непонимании значений отдельных слов, даже в тех случаях, когда значение
данного слова становится понятным из контекста, на основе установления
логической связи этого слова с другими словами; или в тех случаях, когда
значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и
воспринимается им как новое, непонятное;
во фрагментарном понимании текста;
в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в
рассказе;
в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках
одной части текста, между частями текстами.
Осознанное чтение – это такое чтение, при котором происходит полное и адекватное понимание на уровне слова,

Слайд 14Методы и приемы формирования осознанного чтения.

У

школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях

языковых единиц. Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем: в непонимании значений отдельных слов,; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное; во фрагментарном понимании текста; в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе; в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текстами.

Для развития внимания к слову, как единству звуковой (внешней) и смысловой (внутренней) сторон, предусмотрена работа над словом, словосочетанием, предложением. Работа над словосочетанием и предложением предполагает объяснение
смысла образных выражений: эпитетов, сравнений, олицетворений.


Методы и приемы формирования осознанного чтения.    У школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности понимания

Слайд 15 Чтобы выяснить, как учащиеся понимают содержание текста,

предусмотрена определенная последовательность вопросов. Вначале даны вопросы, направленные на понимание

фактического содержания текста. Затем можно перейти к вопросам для правильного установления и понимания смысловых связей внутри текста. Предполагается выборочное чтение, которое используется на всех этапах работы над текстом.


С целью формирования интереса к прочитанному произведению для развития воссоздающего воображения, активности и самостоятельности у детей с недоразвитием интеллекта, предлагаются задания для графического иллюстрирования
текста. Эти задания предполагают не только использование полученных знаний, они
еще активизируют их творческие возможности.

Чтобы выяснить, как учащиеся понимают содержание текста, предусмотрена определенная последовательность вопросов. Вначале даны вопросы,

Слайд 16Литература:


Дефектология. Научно-методический журнал,№ 5,2004 г. стр.42–48.
Зикеев А. Г.

Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений: Учеб. пособие

для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику “Книга для чтения” для 2 класса специальных (коррекционных ) образоват. учрежд. VIII вида.– Спб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит. изд.центр Владос, 2001.
Матвеева Л.В. Методическое руководство к учебнику “Книга для чтения” для 3 класса специальных (коррекционных ) образоват. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя.– Спб.:филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.
Программы специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1–4 классы. Изд-во “Просвещение”, 2001..
Литература: Дефектология. Научно-методический журнал,№ 5,2004 г. стр.42–48. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)  образовательных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика