Слайд 1Практические советы
Как подготовить себя к сдаче экзаменов
Рекомендации педагога-психолога
Антипиной А.Н.
Слайд 2Упражнение «Ассоциации».
Инструкция учащимся: обсудите с соседом по парте и запишите,
с чем у каждого из Вас ассоциируется слово «экзамен»? Его
положительные и отрицательные стороны.
Слайд 3Срывы на экзаменах являются достаточно распространенным явлением. И, к сожалению,
от этого никто не застрахован! Тем не менее, наша задача
помочь выпускникам в этот непростой период. Главная причина этих срывов кроется в отсутствии у детей адекватных способов эмоционального реагирования на стрессовые ситуации. А так же провоцируются различными видами тревожности: мотивационной, самооценочной, межличностной, школьной, экзаменационной. Следующий тест позволяет выявить учащихся, нуждающихся в дополнительной психологической подготовке перед экзаменами.
Слайд 4Мини тест.
Прочитайте внимательно следующие утверждения. Выберете те, которые
соответствуют вашему состоянию.
1. Я стараюсь как можно больше заниматься
дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки
2. Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку
3. Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятёрку
4. Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовил задание
5. Я, бывает, чувствую, что всё забыл
6. Бывает, что «лёгкие» предметы я не могу ответить на 5, хотя считаюсь хорошим учеником
7. Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной
8. Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией
9. Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением
10. Я предпочел бы отвечать знакомому преподавателю
11. Меня тревожит мысль об экзамене, контрольной или необходимости отвечать у доски
12. Перед занятиями или экзаменом у меня, непонятно почему, бывает внутренняя дрожь
Слайд 5 Если получено больше 4 выборов, то это означает, что
подверженность экзаменационному стрессу средняя и выше средней и вам надо
уделить больше внимания психологической подготовке к экзаменам.
Слайд 6
Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзаменам, возможно, они
помогут Вам рационально организовать свою деятельность.
Следует выделить три
основных этапа:
1) подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,
2) поведение накануне экзамена,
3) поведение собственно во время экзамена.
Слайд 7
Для улучшения памяти.
Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет
того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед
зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.
Ананас – любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.
Слайд 8Для концентрации внимания
Креветки — деликатес для мозга: снабжает его важнейшими
жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100
граммов в день. Но обратите внимание: солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жаренья).
Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно.
Орехи укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.
Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.
Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.
Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».
Слайд 9Подготовь место для занятий.
Введи в интерьер комнаты жёлтый и
фиолетовый цвета;
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты —
«сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.
Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего.
Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв.
Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.
Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы .
Советы выпускникам:
Подготовка к экзаменам
Слайд 10Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к
экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним
ночи.
Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять.
Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку.
Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости,
боевого настроя.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая,
лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь: пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелиевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если на улице холодно, не забудь тепло одеться,
ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Слайд 11Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию: как
заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и
т. д.
Будь внимателен!
От того, как ты запомнишь, зависит правильность твоих ответов!
Слайд 12Советы: как правильно решать ЕГЭ?
1. Сосредоточься!
После выполнения предварительной части тестирования
(заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Слайд 132. Начни с легкого!
Начни отвечать на те вопросы, в знании
которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут
вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Слайд 143. Пропускай!
Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в
тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься.
Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Слайд 15
4. Читай задание до конца!
Спешка не должна приводить к тому,
что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и
достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Слайд 16
5. Думай только о текущем задании!
Когда ты видишь новое задание,
забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в
тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
Слайд 176. Исключай!
Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу
правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не
подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех четырех (что гораздо труднее).
Слайд 18
7. Запланируй два круга!
Рассчитай время так, чтобы за две трети
всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг").
Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
Слайд 198. Проверь!
Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы
успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Слайд 20
9. Угадывай!
Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно
можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При
этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Слайд 2110. Не огорчайся!
Стремись выполнить все задания, но помни, что на
практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный
уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Слайд 22 Советы учителям
Следует активнее вводить тестовые технологии
в систему обучения.
С их помощью можно оценивать уровень
усвоения материала
учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми
заданиями.
Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет
тратить время на понимание инструкции.
Во время таких тренировок формируются психотехнические
навыки саморегуляции и самоконтроля.
Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая
отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно
вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей
ситуации, овладеть собственными эмоциями.
Слайд 231.Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о
провале,
посоветуйте ему не думать о плохом- это трудно. Опишите ему
картину будущего удачного, легкого успеха. Пусть он чаще думает об
этом, представляет. Мысли о провале, не дают хорошо подготовиться ,
сосредоточиться на экзамене.
2.Если страх не проходит, посоветуйте приём «доведение до абсурда».
Сильнее себя напугать. Лучше это упражнение проделывать в паре. Ученик
поймёт, что экзамен не так и страшен.
3.Если кто-то рассматривает организаторов как «врагов», потому что вид
серьезный. Объясните, что на организаторе лежит большая ответственность,
а строгость для дисциплины, они тоже когда-то сдавали экзамены.
4.Учите ребят работать с опорными конспектами
Слайд 24
Техники расслабления (релаксации)
Чтобы во время экзамена избежать переутомления, можно
использовать различные приемы релаксации, аутотренинг. Предлагаемые упражнения далеко не единственные,
но преимущество их в том, что выполнение их незаметно для окружающих и не требует большого количества времени.
Слайд 25
Мышечное расслабление
«Кинг-Конг»
1.Фаза напряжения. Положение
рук в этом упражнении напоминает громадную обезьяну Кинг-Конг. Руки согнуты
в локтях и расположены перед грудью, кисти рук не соприкасаются, глаза прикрыты. Дышите спокойно и равномерно. Сожмите пальцы рук в кулак, напрягите все мышцы рук – кулаков, предплечий, плеч. Кулаки сжимаются так сильно, что все мышцы рук начинают дрожать. Дышите спокойно и равномерно. Напрягите мышцы до боли.
2.Фаза расслабления. Расслабьте все мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленно вдохните и выдохните. Какое-то время наслаждайтесь чувством тяжести и тепла в руках. Потом откройте глаза.
Если у вас длинные ногти, то лучше сожмите какой-нибудь предмет. Вам не нужно все время сидеть в позе «Кинг-Конг», это упражнение можно делать незаметно для окружающих.
Слайд 26 Дыхательные упражнения:
«Растопить узоры на стекле»
Глубоко вдохните,
не поднимая плеч. Направьте воздух в живот. При выдохе губы
слегка приоткрыты. Ваше дыхание струится как будто вы собираетесь растопить узоры на стекле или губами рассеять семена растений. Вы чувствуете, как ваше теплое дыхание струится через губы. Повторите упражнение несколько раз.
Вдохи
Сядьте удобно, положите руки на бедра. Представьте себе, что вы тяжело работали. Может быть, вы шли по лестнице, неся что-то тяжелое, или сделали много физических упражнений. Теперь вы все закончили. Наберите воздух и на какое-то время задержите его. Нагнитесь немного вперед и выпустите из себя весь воздух одним большим выдохом. Все напряжение, вся усталость вытекает из вас. Снова сделайте вдох, повторите это упражнение несколько раз.
Слайд 27Упражнения для расслабления и снятия напряжения:
Ритмичное четырехфазное дыхание (2-3 минуты)
1.(4-6
сек.)
Глубокий вдох чрез нос.
Медленно поднимите руки вверх
до уровня груди, ладонями
вперед.
Сконцентрируйте своё внимание
в центре ладоней и почувствуйте
тепло « горячей монетки».
2.(2-3 сек.) Задержка дыхания.
3.(4-6сек.)Сильный глубокий выдох
через рот, опустите руки.
4.(2-3сек.)Задержка дыхания.
Аутогенная тренировка
(3-5 минут)
1.Сядьте удобно, закройте
глаза, спина прямая, руки на коленях.
2.Мысленно проговорите «Я спокоен.
3. «Правая рука тяжёлая»-5-6 раз.
4. «Я спокоен»
5. «Левая рука тяжёлая»- 5-6 раз.
6. «Я спокоен .Я готов. Я собран.
Я уверен в успехе.»
7.Сожмите кисти в кулак ,
откройте глаза, глубоко вдохните и выдохните.
Слайд 28Успехов вам на экзаменах! Ни пуха, ни пера!