Слайд 1КОМПЕТЕНТНОСТИ
И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Слайд 2Немного истории
Начало
20 века
70е годы
20 века
Англия
США
Ответ на конкретный
заказ
профессиональной
сферы
Бизнес- использование
понятий
«компетенция»
«ключевые компетенции»
в связи
с проблемой
определения
качеств успешного
профессионала.
Слайд 3Образование
Профессиональная
сфера
Знания
Умения
Навыки
Компетенции
Совет Европы
Слайд 4Что такое компетентность?
Глоссарий терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997)
Способность
делать что-либо хорошо или эффективно.
Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на
работу.
Способность выполнять особые трудовые функции.
Слайд 5Хуторской Андрей Викторович
доктор. педнаук, академик Международной педагогической академии, г.Москва
Компетенция –
отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика,
необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Слайд 6Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное
отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – уже состоявшееся
качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Слайд 7Важно
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех,
которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем.
Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
Слайд 8Образовательная компетенция
- требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных
смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по
отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Слайд 9Компетенции для ученика
– это образ его будущего, ориентир для освоения.
Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых
участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
Слайд 10Что такое «ключевые компетенции»?
Оксфордско-
Кембриджская
образовательная
программа
Европейский
проекте
«Ключевые компетенции 2000»
- используются
в повседневной жизни при осуществлении
деятельности в области
образования,
на рабочем месте или при
получении профессиональной подготовки.
«Определение и отбор ключевых
компетенций» (DeSeCo) ключевые
компетенции определяются как важные
«во многих жизненных сферах и служащие
залогом жизненного успеха и
эффективного
функционирования общества».
Слайд 11Россия
Основным результатом
деятельности образовательного
учреждения должна стать
не
система
знаний, умений и навыков
сама по себе,
а набор
заявленных
государством ключевых
компетенций в интеллектуальной,
общественно-политической,
коммуникационной,
информационной
и прочих сферах
Слайд 12Признаки ключевых компетенций
Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные
ментальные средства, инструменты
(способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
Ключевыми
компетенциями в той или иной степени должен овладеть
каждый член общества.
Слайд 13Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в не
определенных, проблемных ситуациях.
Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы,
то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
Признаки ключевых компетенций
Слайд 14Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными
потребителями образовательных результатов на
основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того,
какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.
Признаки ключевых компетенций
Слайд 15В современном западном обществе нормативную основу для отбора ключевых компетенций
составляют базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные
с устойчивым развитием.
Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности,
имеющей для него ценность.
Признаки ключевых компетенций
Слайд 16симпозиум Совета Европы
Изучать
Сотрудничать
Адаптироваться
Искать
Думать
Приниматься
за дело
Слайд 17Россия
Ценностно-смысловые
компетенции.
Коммуникативные
компетенции
Информационные
компетенции
Общекультурные
компетенции
Учебно-познавательные
компетенции
Компетенции
личностного
самосовершенствования
Социально-трудовые
компетенции
Слайд 18Новый дом учения (направленность инновационных программ, инновационных технологий на развитие
компетентностей)
Слайд 19Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего
школьного образования. Это направление возникло из простых вопросов о том,
какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний; которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.