Разделы презентаций


Компетентностный подход в образовании

Содержание

ПРОБЛЕМА: Несоответствие содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации»Открытый заказ на школьное образованиеНеэффективность системы общего образования – не видно результата, значимого ВНЕ самой системы образования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Компетентностный подход в образовании
Семинар «Использование современных образовательных технологий в организации

летнего отдыха обучающихся»

Марина Викторовна Васильева
ОГКУ РЦРО, 21 апреля 2011

Компетентностный  подход в образованииСеминар «Использование современных образовательных технологий в организации летнего отдыха обучающихся»Марина Викторовна ВасильеваОГКУ РЦРО,

Слайд 2ПРОБЛЕМА:
Несоответствие содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации»
Открытый

заказ на школьное образование
Неэффективность системы общего образования – не видно

результата, значимого ВНЕ самой системы образования

ПРОБЛЕМА: Несоответствие содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации»Открытый заказ на школьное образованиеНеэффективность системы общего образования

Слайд 3 Компетентностный подход «знаниевый» подход
Что такое знание?
Не сведения
Не информация
Средство преобразования

ситуации
Мысленное средство преобразования ситуации - понятие

Компетентностный подход   «знаниевый» подход Что такое знание?Не сведенияНе информацияСредство преобразования ситуацииМысленное средство преобразования ситуации

Слайд 44 метафоры знания, имеющиеся в культуре
Метафора восковой таблички
Метафора сосуда
Метафора родовспоможения
Метафора

выращивания зерна

4 метафоры знания, имеющиеся в культуреМетафора восковой табличкиМетафора сосудаМетафора родовспоможенияМетафора выращивания зерна

Слайд 5Компетентностный подход противостоит не знанию, а иллюзии, что запомненное, выученное

и есть знание
Место педагога-посредника
Познающий не как «приемник», а как источник

собственного знания
Знание – событие личное, всегда чье-то
Знание нельзя купить, продать, украсть, в отличие от информации


Компетентностный подход противостоит не знанию, а иллюзии, что запомненное, выученное и есть знаниеМесто педагога-посредникаПознающий не как «приемник»,

Слайд 6Для российского образования
Ориентация на освоение умений, способов деятельности и

обобщенных способов действия – в работах М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, Г.П.Щедровицкого, В.В.Краевского,

В.В.Давыдова и др.
Для российского образования Ориентация на освоение умений, способов деятельности и обобщенных способов действия – в работах М.Н.Скаткина,

Слайд 7Человек компетентен в чем-либо
Продемонстрировал, а мы увидели, что он может

справиться с решением какой-либо задачи или проблемы
Результат может быть выражен

в «продуктной» форме, в форме изменений
Предполагается готовность разрешить близкие задачи или проблемы

Человек компетентен в чем-либоПродемонстрировал, а мы увидели, что он может справиться с решением какой-либо задачи или проблемыРезультат

Слайд 8Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности и

результативности его действий, направленных на решение определенного круга значимых для

данного сообщества задач или проблем

Включает в себя знания, умения, навыки, способность и готовность их применять

Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности и результативности его действий, направленных на решение определенного

Слайд 9Компетенция и компетентность
Компетенция – характеристика места, а не лица, совокупность

взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к предметам или процессам

и необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности
Компетенция и компетентностьКомпетенция – характеристика места, а не лица, совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к

Слайд 10 Ключевые компетентности
Способность работать самостоятельно без постоянного руководства
Брать на

себя ответственность по своей инициативе
Проявлять инициативу
Замечать проблемы и искать пути

их решения
Анализировать новые ситуации, применяя уже имеющиеся знания
Уживаться с другими
Осваивать новые знания по собственной инициативе
Принимать решения на основе здравых суждений

Ключевые компетентностиСпособность работать самостоятельно без постоянного руководстваБрать на себя ответственность по своей инициативеПроявлять инициативуЗамечать проблемы

Слайд 11В Европе
Автономное рефлексивное действие
Интерактивное использование средств
Участие в работе неоднородных групп
Критическое

мышления
Решение задач
Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе
Политические и социальные компетентности

В ЕвропеАвтономное рефлексивное действиеИнтерактивное использование средствУчастие в работе неоднородных группКритическое мышленияРешение задачКомпетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществеПолитические

Слайд 12Четыре аспекта компетентностного подхода

Ключевые компетентности
Обобщенные предметные умения
Прикладные предметные умения
Жизненные навыки

Четыре аспекта компетентностного подходаКлючевые компетентностиОбобщенные предметные уменияПрикладные предметные уменияЖизненные навыки

Слайд 13Обобщенные предметные умения
Умение решать классы задач – для физики
Оценка произведений

искусства – для МХК
Понимание иноязычной речи - для ин.языка
Умение интерпретировать

таблицы и графики – для математики
? – для биологии

Обобщенные предметные уменияУмение решать классы задач – для физикиОценка произведений искусства – для МХКПонимание иноязычной речи -

Слайд 14Прикладные предметные умения
Овладение способами, а не знаниями о способах (формулы)
Адекватность

содержания современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни (логарифмическая линейка,

станки)
Прикладные предметные уменияОвладение способами, а не знаниями о способах (формулы)Адекватность содержания современным направлениям развития экономики, науки, общественной

Слайд 15Жизненные навыки

Спектр простых умений, которыми люди пользуются в жизни: умение

считать деньги, оформлять простые документы, быть грамотными потребителями, безопасность жизни

Жизненные навыкиСпектр простых умений, которыми люди пользуются в жизни: умение считать деньги, оформлять простые документы, быть грамотными

Слайд 16Если результат образования есть «сумма знаний», то логика движения к

результату – от простой, доступной информации к более сложной и

к способам ее упорядочения. Т.е. усложняется сама информация, способы ее подачи и обработки

Если результат образования есть «способность действовать, разрешая проблемные ситуации», то усложняются задачи, стоящие перед обучающимися и педагогами их сопровождающими

Если результат образования есть «сумма знаний», то логика движения к результату – от простой, доступной информации к

Слайд 17Технологии саморегулируемого обучения и развивающие технологии образования


1. когнитивно-ориентированные технологии:

диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты,

инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.;
2. деятельностно-ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельно-стные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование и др.;
3. личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика, тренинг личностной причинности и др.
Технологии саморегулируемого обучения и развивающие технологии образования 1. когнитивно-ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное

Слайд 18Учебная дискуссия (дебаты)
Алгоритм моделирования учебной дискуссии:
• ознакомление каждого участника в

ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников

(обмен информацией);
• допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;
• возможность критиковать и отвергать любое высказывание мнений;
• побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.
Учебная дискуссия (дебаты)Алгоритм моделирования учебной дискуссии:• ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть

Слайд 19Технология педагогических мастерских
механизмы исследовательской работы,
художественного и технического творчества,
игры,


вербального и невербального общения,
театрализации,
индивидуальной работы и социализации,
психологических

тренингов и рефлексии
Технология педагогических мастерскихмеханизмы исследовательской работы, художественного и технического творчества, игры, вербального и невербального общения, театрализации, индивидуальной работы

Слайд 20Алгоритм работы в мастерской
«Индукция» («наведение») – это проблемная ситуация,

которая характеризует определенное вопросное состояние ученика. Индуктор – слово, образ,

фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
«Деконструкция» - работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос – смешение слов, явлений, событий.
«Реконструкция» - это индивидуальная работа, создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.
«Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом окончательного результата своего труда.
«Афиширование» - вывешивание произведений в аудитории и ознакомление с ними
«Разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, в результате которого появляется информационный запрос, у каждого – свой.
«Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. Не оценочные суждения, а анализ движения собственной мысли, чувства, мироощущения.

Алгоритм работы в мастерской «Индукция» («наведение») – это проблемная ситуация, которая характеризует определенное вопросное состояние ученика. Индуктор

Слайд 21
Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием их способностей, которые являются

интегративной характеристикой деятельной личности

Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием их способностей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности

Слайд 22Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей
метод наблюдения;
метод коллективного анализа

деятельности, размышления;
метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения

к произошедшим событиям, делам;
метод тестирования и анкетирования.
Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей метод наблюдения; метод коллективного анализа деятельности, размышления; метод рефлексии — самопознание своей

Слайд 23Методы поддержки развития интеллектуальных способностей
метод «мозгового штурма» — при

снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе,

пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;
метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса»; — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения;
метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);
метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.

Методы поддержки развития интеллектуальных способностей метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается

Слайд 24Методы поддержки развития организаторских способностей
метод «творческого выполнения задач»;
метод

игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью

развития самостоятельности и творчества;
метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий
Методы поддержки развития организаторских способностей метод «творческого выполнения задач»; метод игры — творческое действие в воображаемых, условных

Слайд 25Методы поддержки развития коммуникативных способностей
метод «создания воспитывающих ситуаций» -

ситуаций свободного выбора поведения;
метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение

заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
метод творческого поиска.
Методы поддержки развития коммуникативных способностей метод «создания воспитывающих ситуаций» - ситуаций свободного выбора поведения; метод коммуникативного тренинга

Слайд 26Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности,
метод самооценки — обучение

адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;
метод самоорганизации

— обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
метод самореабилитации — самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение катарсиса путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;
метод самоопределения — создание ситуаций,когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;
метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);
метод самоконтроля;
метод самопрогнозирования — построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности, метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных

Слайд 27Методы педагогической поддержки «социального здоровья»
метод радостной перспективы —

это радостные события, которые ждут человека и значимых для него

людей в ближайшее время;
метод «увлечения весельем» — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создаёт мажорный настрой жизни;
метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
метод самонаблюдения за своими эмоциями — метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство;
метод «угашения отрицательных переживаний» — способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций;
метод «устранения плохих привычек»;
метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

Методы педагогической поддержки «социального здоровья» метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых

Слайд 28Компетентностный подход
Подход, акцентирующий внимание на результатах образования, которые понимаются не

как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в

различных проблемных ситуациях и которые признаются значимыми за пределами системы образования
Компетентностный подходПодход, акцентирующий внимание на результатах образования, которые понимаются не как сумма усвоенной информации, а как способность

Слайд 29Источники
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании.

Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: Академия, 2008.
Компетентностный подход в

воспитании. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/komp.htm
ИсточникиИванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: Академия,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика