Слайд 1Компетентностный
подход в образовании
Семинар «Использование современных образовательных технологий в организации
летнего отдыха обучающихся»
Марина Викторовна Васильева
ОГКУ РЦРО, 21 апреля 2011
Слайд 2ПРОБЛЕМА:
Несоответствие содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации»
Открытый
заказ на школьное образование
Неэффективность системы общего образования – не видно
результата, значимого ВНЕ самой системы образования
Слайд 3
Компетентностный подход
«знаниевый» подход
Что такое знание?
Не сведения
Не информация
Средство преобразования
ситуации
Мысленное средство преобразования ситуации - понятие
Слайд 44 метафоры знания, имеющиеся в культуре
Метафора восковой таблички
Метафора сосуда
Метафора родовспоможения
Метафора
выращивания зерна
Слайд 5Компетентностный подход противостоит не знанию, а иллюзии, что запомненное, выученное
и есть знание
Место педагога-посредника
Познающий не как «приемник», а как источник
собственного знания
Знание – событие личное, всегда чье-то
Знание нельзя купить, продать, украсть, в отличие от информации
Слайд 6Для российского образования
Ориентация на освоение умений, способов деятельности и
обобщенных способов действия – в работах М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, Г.П.Щедровицкого, В.В.Краевского,
В.В.Давыдова и др.
Слайд 7Человек компетентен в чем-либо
Продемонстрировал, а мы увидели, что он может
справиться с решением какой-либо задачи или проблемы
Результат может быть выражен
в «продуктной» форме, в форме изменений
Предполагается готовность разрешить близкие задачи или проблемы
Слайд 8Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности и
результативности его действий, направленных на решение определенного круга значимых для
данного сообщества задач или проблем
Включает в себя знания, умения, навыки, способность и готовность их применять
Слайд 9Компетенция и компетентность
Компетенция – характеристика места, а не лица, совокупность
взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к предметам или процессам
и необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности
Слайд 10 Ключевые компетентности
Способность работать самостоятельно без постоянного руководства
Брать на
себя ответственность по своей инициативе
Проявлять инициативу
Замечать проблемы и искать пути
их решения
Анализировать новые ситуации, применяя уже имеющиеся знания
Уживаться с другими
Осваивать новые знания по собственной инициативе
Принимать решения на основе здравых суждений
Слайд 11В Европе
Автономное рефлексивное действие
Интерактивное использование средств
Участие в работе неоднородных групп
Критическое
мышления
Решение задач
Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе
Политические и социальные компетентности
Слайд 12Четыре аспекта компетентностного подхода
Ключевые компетентности
Обобщенные предметные умения
Прикладные предметные умения
Жизненные навыки
Слайд 13Обобщенные предметные умения
Умение решать классы задач – для физики
Оценка произведений
искусства – для МХК
Понимание иноязычной речи - для ин.языка
Умение интерпретировать
таблицы и графики – для математики
? – для биологии
Слайд 14Прикладные предметные умения
Овладение способами, а не знаниями о способах (формулы)
Адекватность
содержания современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни (логарифмическая линейка,
станки)
Слайд 15Жизненные навыки
Спектр простых умений, которыми люди пользуются в жизни: умение
считать деньги, оформлять простые документы, быть грамотными потребителями, безопасность жизни
Слайд 16Если результат образования есть «сумма знаний», то логика движения к
результату – от простой, доступной информации к более сложной и
к способам ее упорядочения. Т.е. усложняется сама информация, способы ее подачи и обработки
Если результат образования есть «способность действовать, разрешая проблемные ситуации», то усложняются задачи, стоящие перед обучающимися и педагогами их сопровождающими
Слайд 17Технологии саморегулируемого обучения и развивающие технологии образования
1. когнитивно-ориентированные технологии:
диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты,
инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.;
2. деятельностно-ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельно-стные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование и др.;
3. личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика, тренинг личностной причинности и др.
Слайд 18Учебная дискуссия (дебаты)
Алгоритм моделирования учебной дискуссии:
• ознакомление каждого участника в
ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников
(обмен информацией);
• допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;
• возможность критиковать и отвергать любое высказывание мнений;
• побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.
Слайд 19Технология педагогических мастерских
механизмы исследовательской работы,
художественного и технического творчества,
игры,
вербального и невербального общения,
театрализации,
индивидуальной работы и социализации,
психологических
тренингов и рефлексии
Слайд 20Алгоритм работы в мастерской
«Индукция» («наведение») – это проблемная ситуация,
которая характеризует определенное вопросное состояние ученика. Индуктор – слово, образ,
фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
«Деконструкция» - работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос – смешение слов, явлений, событий.
«Реконструкция» - это индивидуальная работа, создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.
«Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом окончательного результата своего труда.
«Афиширование» - вывешивание произведений в аудитории и ознакомление с ними
«Разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, в результате которого появляется информационный запрос, у каждого – свой.
«Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. Не оценочные суждения, а анализ движения собственной мысли, чувства, мироощущения.
Слайд 21
Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием их способностей, которые являются
интегративной характеристикой деятельной личности
Слайд 22Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей
метод наблюдения;
метод коллективного анализа
деятельности, размышления;
метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения
к произошедшим событиям, делам;
метод тестирования и анкетирования.
Слайд 23Методы поддержки развития интеллектуальных способностей
метод «мозгового штурма» — при
снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе,
пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;
метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса»; — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения;
метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);
метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.
Слайд 24Методы поддержки развития организаторских способностей
метод «творческого выполнения задач»;
метод
игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью
развития самостоятельности и творчества;
метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий
Слайд 25Методы поддержки развития коммуникативных способностей
метод «создания воспитывающих ситуаций» -
ситуаций свободного выбора поведения;
метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение
заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
метод творческого поиска.
Слайд 26Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности,
метод самооценки — обучение
адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;
метод самоорганизации
— обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
метод самореабилитации — самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение катарсиса путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;
метод самоопределения — создание ситуаций,когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;
метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);
метод самоконтроля;
метод самопрогнозирования — построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.
Слайд 27Методы педагогической поддержки «социального здоровья»
метод радостной перспективы —
это радостные события, которые ждут человека и значимых для него
людей в ближайшее время;
метод «увлечения весельем» — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создаёт мажорный настрой жизни;
метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
метод самонаблюдения за своими эмоциями — метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство;
метод «угашения отрицательных переживаний» — способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций;
метод «устранения плохих привычек»;
метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Слайд 28Компетентностный подход
Подход, акцентирующий внимание на результатах образования, которые понимаются не
как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в
различных проблемных ситуациях и которые признаются значимыми за пределами системы образования
Слайд 29Источники
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании.
Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: Академия, 2008.
Компетентностный подход в
воспитании. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/komp.htm