Разделы презентаций


Мы развиваем детей? Чепуха. В. Лазарев

Содержание

«Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К. Д. Ушинский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 «Мы развиваем детей?

Чепуха». В. Лазарев (Пути решения проблемы развития у обучающихся познавательной активности,

самостоятельности, инициативы и творческих способностей)


«Мы развиваем детей? Чепуха». В. Лазарев (Пути

Слайд 2
«Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем

приневолить»

К. Д. Ушинский
«Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

Слайд 3
Многолетний практический опыт показывает, что максимально познавательную активность определяют ситуации,

в которых учащиеся сами принимают участие в дискуссиях и обсуждениях,

задают вопросы, оценивают устные ответы и письменные работы одноклассников, объясняют более слабым учащимся непонятный материал, создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.
Многолетний практический опыт показывает, что максимально познавательную активность определяют ситуации, в которых учащиеся сами принимают участие в

Слайд 4
К технологиям, ориентированным на активизацию самостоятельности, инициативы и творческих способностей

можно отнести технологии развития критического мышления, проблемное обучение, обучение в

сотрудничестве, здоровьесберегающие, игровые и информационно-коммуникативные технологии, проектный метод и многие другие.
Применение современных технологий подкрепляется быстрым развитием техники, внедрением компьютерных технологий. Их использование на уроках позволяет рационально использовать учебное время, повысить интерес к изучаемому предмету путем использования текстовой, графической, визуальной информации.
К технологиям, ориентированным на активизацию самостоятельности, инициативы и творческих способностей можно отнести технологии развития критического мышления, проблемное

Слайд 5
Формы и методы организации занятий используются в комплексе и зависят

от задач конкретного этапа урока. Нестандартные формы уроков (конференции, соревнования,

викторины, диспуты, турниры, диалоги, суды, спектакли, концерты, мастерские, зачеты, интервью и т.д.) позволяют сделать любой предмет более доступным и увлекательным, и как следствие, максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся. Методы организации работы школьников на уроках также отличаются большим разнообразием.
Формы и методы организации занятий используются в комплексе и зависят от задач конкретного этапа урока. Нестандартные формы

Слайд 6


Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов

и сведений.

Цель: способствование развитию аналитического мышления, развитие самостоятельности, отслеживание

понимания материала.







Инсерт - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. Цель: способствование развитию аналитического мышления,

Слайд 7Этапы ИНСЕРТА: вызов, осмысление, рефлексия
I э т а п: Предлагается

система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим

образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно обучающимся;
знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II э т а п: Читая текст, обучающиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Обучающимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.





Этапы ИНСЕРТА: вызов, осмысление, рефлексияI э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в

Слайд 8 Прием «Верные и неверные утверждения». Учитель зачитывает верные и

неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая

свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). 






Цель: Самостоятельное планирование учащимися собственной поисковой деятельности.
Правила составления: Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, т.е. можно использовать при рефлексии урока.

Прием «Верные и неверные утверждения». Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения»

Слайд 9 Маркировка текста. Он состоит в том, чтобы во время

чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Этот прием

ещё называются «пенсил», в переводе с английского карандаш. То есть изучение материала с карандашом в руках.

Для этого могут быть использованы, например, следующие значки: + - знал (а) ! - узнал (а) ? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания. 

Маркировка текста. Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы

Слайд 10 Прием ПМИ. Составление таблицы «Плюс – минус - интересно» 
Данный

приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую

таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.  «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»  «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»  «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?» 



 
При использовании приема ПМИ внимание намеренно направляется сначала на "Плюс", потом на "Минус", затем на "Интересно".  Учитель перестаёт быть главным источником информации, и, используя приёмы различных технологий, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Прием ПМИ. Составление таблицы «Плюс – минус - интересно»  Данный приём формирует навыки анализа и классификации

Слайд 11Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Цель: графическая организации и логико-смыслового
структурирования материала. Форма

удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

Технология применения:
1 шаг: До знакомства с текстом обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, обучающиеся заполняют графу «Узнал».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )   Цель: графическая организации и логико-смыслового структурирования

Слайд 12Чтение с остановками и вопросы Блума
Данный прием целесообразно

использовать на стадии изучения нового материала, дополняя эту методику другими

приемами .

Технология применения:
Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: - Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).
Чтение с остановками и вопросы Блума  	 Данный прием целесообразно использовать на стадии изучения нового материала,

Слайд 13Мозговая атака
Классу дается тема, вопрос или незаконченное предложение. В течение

нескольких минут члены группы обсуждают эту тему и высказывают все,

что знают. Все это записывается на доске, чем больше ответов, тем лучше. Цель состоит в получении большого количества разнообразных предложений. При этом никому, ничего не запрещется, и не дается никаких оценок.
Позже участники комментируют предложения, высказывают несогласие и обсуждают все предложенные идеи. Если учащиеся затрудняются, преподаватель, может предложить и записать некоторые свои идеи.
Мозговая атакаКлассу дается тема, вопрос или незаконченное предложение. В течение нескольких минут члены группы обсуждают эту тему

Слайд 14Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе

5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия

фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности.
Примечание: парная мозговая атака очень помогает обучающимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу обучающихся.

Рекомендации к эффективному использованию:1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не

Слайд 15 Групповая дискуссия - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса


Цель: развитие диалогичности общения, становление самостоятельности мышления.
Обязательным

условием при проведении дискуссии является:

А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться на разных стадиях урока.
При этом при проверке знаний ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а на стадии закрепления материала – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Групповая дискуссия - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса     Цель: развитие

Слайд 16КЛАСТЕР („карта понятий”, “карта-схема”, “ассоциограмма”, “еж”, “осьминог”, “снежинка”), созданный Дж.

Роммерин.
от английского CLUSTER - гроздь, группа, скопление

КЛАСТЕР  („карта понятий”, “карта-схема”, “ассоциограмма”, “еж”, “осьминог”, “снежинка”), созданный Дж. Роммерин. от английского CLUSTER - гроздь,

Слайд 17 Кластеры – метод отражения нелинейной формы мышления

Цель: способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные

процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Технология применения:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Кластеры – метод отражения нелинейной формы мышления   Цель: способ графической организации материала, позволяющий

Слайд 18КЛАСТЕР
опирается на свободное ассоциирование идей и предложений, посредством которого происходит

обобщение знаний и создание ассоциативных связей

КЛАСТЕРопирается на свободное ассоциирование идей и предложений, посредством которого происходит обобщение знаний и создание ассоциативных связей

Слайд 21 Прием «Дерево предсказаний».
Прием «Дерево предсказаний» будет состоять в следующем:
1)

ствол дерева – тема «________»;
2) корни – основные характеристики

темы, её основы;
3) две расходящиеся ветви – возможные варианты развития темы;
4) листья (или стрелки) – аргументы в пользу того или другого предполагаемого пути развития темы.

В качестве аргументов важно использовать не только соответствующий материал учебника, но и материалы средств информации, собственные наблюдения за событиями и процессами.

Прием «Дерево предсказаний» помогает глубже вникнуть в проблемы развития темы, разносторонне их анализировать, взвешивать все «за» и «против» при прогнозировании того или другого пути их решения.
Прием «Дерево предсказаний». Прием «Дерево предсказаний» будет состоять в следующем: 1) ствол дерева – тема «________»;

Слайд 22Схема «Фишбоун» («Рыбий скелет»)
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать

возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинно-следственные диаграммы).


Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.  Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Схема «Фишбоун» («Рыбий скелет») Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно

Слайд 24 Прием «Корзина идей».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы

учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что

знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.  Цели приёма:
Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме 
Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс 

 Прием «Корзина идей».  Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он

Слайд 25Правила применения приема. Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты.

Учащиеся выполняют работу индивидуально. 
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен

информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. 
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. 
Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. 
Правила применения приема. Время выполнения: 7-8 минут1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.  2 этап. 2

Слайд 26 Прием Синквейн. Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение

из пяти строк, которое строится по правилам. 
Синквейны полезны в качестве

инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).

Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).  3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.  4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.  5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. 
Прием Синквейн. Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 

Слайд 28ЯБЛОКО
для закрепления пройденного занятия или новых слов. Учащиеся распределяются на

группы по 3-5 человек. Преподаватель, размешивая, раздает карточки «яблоки», заранее

разрезанные на две части, на которых написаны слова. Например, подобрать антонимы: слева- «интересный», справа- «скучный»; слева- «большой», справа- «маленький»; подобрать синонимы: слева- «интересный», справа- «увлекательный»; слева- «большой», справа- «огромный» и т.д. Учащимся необходимо соединить «яблоко», находя правильные ответы. Чья группа первая закончит, та и выигрывает.

ЯБЛОКОдля закрепления пройденного занятия или новых слов. Учащиеся распределяются на группы по 3-5 человек. Преподаватель, размешивая, раздает

Слайд 29РОМАШКА
На доске прикрепляется, большая ромашка из бумаги, на лепестках которой

написаны вопросы по пройденной теме. Ученики по 3-5 человек в

группе, каждый из них поочередно выходит к доске, вырывает лепесток с вопросом, возвращаится к своей группе, которая должна подумать и правильно ответить. Группам дается определенное время на размышление.

РОМАШКАНа доске прикрепляется, большая ромашка из бумаги, на лепестках которой написаны вопросы по пройденной теме. Ученики по

Слайд 30ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА
Метод развивает внимательность, логическое мышление, активизирует умственную деятельность учащихся.

Для этого заранее готовится заполненный листочками с заданием мешочек. Учащиеся

делятся на три группы. Преподаватель, стоящий спиной к ученикам, подает команду в виде звука, а ученики бросают друг другу мешок. Когда преподаватель перестает командовать, в руках у кого оказался мешок, вытаскивает листочек с заданием и отвечает на вопрос, написанный на нем. Вопросы должны быть легкие, ученики должны быстро отвечать. Игра продолжается несколько раз. У кого больше правильных ответов, та группа и выигрывает.

ГОРЯЧАЯ КАРТОШКАМетод развивает внимательность, логическое мышление, активизирует умственную деятельность учащихся. Для этого заранее готовится заполненный листочками с

Слайд 31Описанные приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок.
Предложенные

рекомендации позволят педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных

методик, помочь обучающимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе.
На современном этапе развития образования главной задачей учителя становится именно вовлечение учеников в активный познавательный процесс. Как писал английский поэт и прозаик Ричард Олдингтон: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дороги».

Описанные приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок. Предложенные рекомендации позволят педагогу, используя универсальную модель обучения

Слайд 32Рекомендации по развитию творческих способностей учащихся:
1. Работать не со

всеми, а с каждым ребенком, видеть перед собой личность.
2.

Отмечать работу каждого ученика, находить в ней всегда что-то положительное, которое обязательно продемонстрировать всем учащимся, а отрицательное – только автору.
3. Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности.
4. Быть соучастником в познавательном и творческом процессе детей (уча, учиться самим), оставаясь в то же время неназойливым наставником.
Рекомендации по развитию творческих способностей учащихся: 1. Работать не со всеми, а с каждым ребенком, видеть перед

Слайд 33
Выступление подготовлено:
учителем химии и биологии Андреевой

Н. В.
МБОУ СОШ №68



г.

Липецк 2015 год

Спасибо за внимание!

Выступление подготовлено:  учителем химии и биологии Андреевой Н. В.   МБОУ СОШ №68

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика