Слайд 1Логико-математические
игры дошкольников
Методист ЦДО СПбАППО Серова Зинаида Александровна
Слайд 2ЛБД - логические блоки З. Дьенеша
(развитие логического
мышления)
Слайд 3Логические блоки Дьенеша представляют собой
набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат,
прямоугольник);
б) четырех цветов
(красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура
характеризуется четырьмя признаками:
формой, цветом, размером, толщиной.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:
формой, цветом, размером,толщиной.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Слайд 4
Во многих играх с логическими
фигурами используются
карточки
с символами свойств.
Знакомство ребенка с символами
свойств
важная ступенька в освоении всей
знаковой культуры,
грамоты математических
символов, программирования и т.д.
На карточках условно обозначены
свойства блоков
(цвет, форма, размер, толщина)
Всего 11 карточек.
+ 11 карточек
с отрицанием свойств,
например: Не красный.
Слайд 52 – 10 лет
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
* Развивать пространственные представления.
* Развивать логическое мышление, представление о множестве,
операции над множествами
(сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование
и декодирование информации).
* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их,
обобщать объекты по их свойствам,
объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость
в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение,
фантазию, способности к моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
* Успешно овладеть основами математики и информатики.
Слайд 6
Все игры и игровые упражнения можно разделить
на 4 группы
с постепенным усложнением:
для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
для развития действий классификации и обобщения;
для развития способности к логическим действиям и
операциям.
Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту
Слайд 7
«КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
На картонку выкладываются 3 фигурки.
Две
можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.
За замком может
быть что угодно: сюрприз, вход в комнату,
дорога на прогулку…
Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать
и объяснить, почему.
Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые.
Нажимаем на красную фигурку!
Слайд 8
«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК»
Перед ребенком лежат 8
блоков, спрятана монетка
или картинка – щенок.
1 вариант
Кладоискатель отворачивается, ведущий
под одним из блоков
прячет клад. Кладоискатель
ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш
находит клад,
то забирает его себе,
а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале
сам выполняет
роль кладоискателя
и показывает, как вести поиск клада. Называет различные
свойств блоков.
Например, ведущий спрашивает:
- Клад под синим блоком?
- Нет, — отвечает ребенок.
- Под желтым?
- Нет.
- Под красным?
- Да.
- Под большим?
- Да.
- Под круглым?
- Да.
Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют,
увеличивается их количество.
Слайд 9
2 вариант
Ведущий говорит:
щенок спрятался под красным, большим кругом.
Можно
карточками – символами написать письмо:
Слайд 10
«ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»
Малышей двух – четырех лет хорошо учить классификации.
(Цвет, форма, величина, толщина).
На этом занятии детки собирали для ежика
разноцветные листики
и складывали их в коробочки по цвету.
Слайд 11
«ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
Малыши прибыли в гости к Микки – Маусу!
Посмотрите, какой это город фигур!
Есть район больших и район маленьких
домиков. В каждом районе есть улицы разного цвета.
Домики имеют разную форму.
Сережа ищет прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на красной улице.
А Катюша зашла в гости к кротику. И говорит всем деткам: «Кротик живет в квадратном домике
на синей улице
в районе маленьких домиков»! Четырехлетки с интересом гуляют по такому городу, выделяют
между делом, сразу три свойства фигур.
Что с трудом дается некоторым первоклашкам в программе «Школа 2100»!
Слайд 12«АВТОТРАССА (ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ)»
Перед ребенком табличка – правило построения дорожки.
Он
строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета
или
формы: сначала красный, потом квадратный, затем
желтый, и треугольный. Малыш учится выделять свойство,
абстрагироваться от других признаков.
Для поддержания интереса детей хорошо предлагать различные
игровые и практические задачи:
- мы строили дорожку до коробки с сюрпризом,
- перебирались по мостику через речку,
- выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы,
чтобы помочь убежать Каю и Герде.
А на этом занятии ребята попали в болото. Строят крепкий мостик.
Между собой блоки должны быть похожи по двум признакам. Например: фигуры обе синие и толстые.
Слайд 13
Есть игры и упражнения с блоками, которые предназначены
для старших
дошкольников.
Они помогут развить
у детей умения разбивать множества на
классы по совместимым свойствам,
развить умение производить логические операции «не», «и», «или»,
умения с помощью этих операций строить правильные высказывания,
кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»
Мы поможем ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию
о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов
по их знаково-символическим обозначениям.
На этом занятии – путешествии дети попали к домику фокусника.
Надо сначала расколдовать
его, а потом постучаться.Например: первая фигурка должна быть треугольной,
желтой, маленькой и толстой.
А вот вторая – круглая, красная, не толстая и не маленькая. Значит, мы будем искать красный,
большой, тонкий круг.
Замечательно, когда помогает смекалка! Теперь можно посмотреть и фокусы!
Слайд 14
В старшей группе мы устроили конкурсную игровую программу
«Крестики -
нолики».
Одно из заданий командам было - «Постройка замка».
Команды анализировали чертеж
замка, подбирали необходимые кирпичики.
Выиграла та команда, у которой замок был построен быстро и правильно!
Слайд 15«РАЗДЕЛИ БЛОКИ»
Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам,
производить логические операции «не», «и», «или».
В лесу переполох! Лиса, волк
и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза!
Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.
Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк!
А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.
Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить,
где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!
Слайд 16«Развивалки" на ходу.
1. Чаще считайте вместе с малышом все,
чем вы пользуетесь в обыденной жизни: сколько стульев стоит возле
обеденного стола, сколько пар носок вы положили в стиральную машину, сколько картошек надо почистить, чтобы приготовить ужин. Пересчитывайте ступеньки в подъезде, окна в квартире, - дети любят считать.
2. Измеряйте разные вещи – дома или на улице своими ладошками или ступнями. Помните мультик про 38 попугаев – отличный повод пересмотреть его и проверить, какой рост у мамы или папы, сколько ладошек «поместится» в любимом диване.
3. Соберите несколько пустых коробок из-под обуви или подарков. Лучше всего делать это после дня рождения или Нового Года. Коробки можно купить и специально для этой цели: они не так дорого стоят. Желательно чтобы они укладывались друг в друга как матрешки. Разложите крышки отдельно, а коробки – отдельно. Попросите подобрать крышку к каждому контейнеру. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть коробок. Двухлетний малыш с удовольствием повозится с 4-5 коробками, а вот 10 для него будет слишком много.
Слайд 174. Купите «липкие» цифры из пенки, наклейте их на пустой
контейнер – от 0 до 5. Соберите разнообразные предметы: одну
маленькую машинку или куклу, две больших пуговицы, три бусины, четыре ореха, пять прищепок. Попросите разложить их в контейнеры в соответствии с номером на крышке.
5. Сделайте карточки с цифрами из картона и наждачной бумаги или бархата. Проведите пальчиком малыша по этим цифрам и назовите их. Попросите показать вам 3, 2, 1. Теперь вытащите одну из карточек из коробки наугад и предложите ребенку принести столько предметов, сколько изображено на его карточке. Особенно интересно получить карточку с нулем, ведь ничто не сравнится с личным открытием.
6. Охота на геометрические фигуры. Предложите малышу поиграть в охоту. Пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник. Играть в эту игру можно по дороге в детский сад
7. Разложите на столе ложку, вилку и тарелку особым образом. Попросите малыша повторить вашу композицию. Когда у него будет хорошо получаться, поставьте какой-нибудь экран между вами и малышом или сядьте спиной друг к другу. Предложите ему разложить свои предметы, а затем объяснить вам, как он это сделал. Вы должны повторить его действия, следуя лишь устным инструкциям. Тоже неплохая игра для того, чтобы занять время ожидания приема в поликлинике
Слайд 188.Когда малыш или малышка купается, выдайте ему набор разнообразных чашек
– мерных чашек, пластиковых кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Пусть переливает
воду на здоровье. Поговорите о том, где воды больше. По Пиаже, это возраст интересных открытий для родителей. Налейте воду в два одинаковых стаканчика и спросите кроху, одинаково ли воды в обоих сосудах? А теперь перелейте воду из одного стаканчика в высокий и тонкий стакан, а воду из другого стаканчика – в широкий и низкий стакан. Спросите, где больше? Скорее всего, ответ будет любопытным
9. Поиграйте с ребенком в магазин. Купите игрушечные деньги или нарисуйте их сами. Рубли можно брать из экономических игр, вроде «Менеджера».
10. Чаще готовьте еду вместе с малышом. Показывайте, как вы готовите то или иное блюдо, сколько продуктов берете. Используйте мерные чашки, покажите, что для блинов нужно взять вот столько муки и вот столько сахара.