Разделы презентаций


Народный костюм Русского Севера

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера2. изучить многообразие комплексов народной одежды3. выявить особенности народного северного костюма, отметив при этом своеобразие национального характера северян, их особый

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Народный костюм Русского Севера
Связь народного костюма с национальным характером, историей,

укладом жизни народа, духовными и нравственными ценностями.

Исследовательская работа выполнена ученицей

класса МОУ «СОШ №23» г.Северодвинска
Юрьевой Натальей
Научный руководитель –Пичугина Н.В., учитель
русского языка и литературы МОУ «СОШ №23»
Народный костюм Русского СевераСвязь народного костюма с национальным характером, историей, укладом жизни народа, духовными и нравственными ценностями.Исследовательская

Слайд 2ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
1. приобщиться к истокам народной культуры и истории

Русского Севера
2. изучить многообразие комплексов народной одежды
3. выявить особенности народного

северного костюма, отметив при этом своеобразие национального характера северян, их особый уклад жизни


ЗАДАЧИ:

1. найти, изучить научную, историческую, художественную литературу по теме исследования
2. отобрать необходимый материал, проанализировать его
3. описать результаты исследования
4. продемонстрировать народный костюм Русского Севера
5. показать элементы народного костюма
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера2. изучить многообразие комплексов народной одежды3.

Слайд 3Уклад жизни северян
«ХОРОМ», «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ
(древнеславянский язык)
Бани, овины стояли поодаль от

дома, ближе к воде (считали, что там обитает нечистая сила)

Будни

чередовались с праздниками.
ЗИМА – время прядения, вязания, вышивания.
Прялка – важный предмет домашнего обихода. Прясть девочек учили с 10 лет.
Ткацкий стан стоял в каждом доме, ткани делали в домашних условиях: льняную, конопляную, суконную

Ремёсла Русского Севера:
Столярно-плотницкое дело (деревянное зодчество)
Гончарное ремесло (глиняная игрушка)
Иконопись
Несколько видов росписи (Мезенская, Оракульская, Пермогорская, Тоемская и др.)
Ткачество
Плетение из бересты
Кружевоплетение
Вязание
Золотошвейный промысел, и другие

Уклад жизни северян«ХОРОМ», «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ(древнеславянский язык)Бани, овины стояли поодаль от дома, ближе к воде (считали, что там

Слайд 4Традиционный женский наряд Русского Севера
Традиционный женский наряд Русского Севера часто

называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ», так как его основные части – РУБАХА

И САРАФАН.

Женский костюм
I половины 19 века Вологодская губерния Великоустюгский уезд

Рукава праздничной женской рубахи 19 век Олонецкая губерния Каргопольский уезд

Женский костюм 19 век Вологодская губерния Тотемский уезд

Праздничная женская рубаха нач.19 века Каргополье

Праздничный женский костюм конец 19 века Каргополье

Традиционный женский наряд Русского СевераТрадиционный женский наряд Русского Севера часто называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ», так как его основные

Слайд 5Способы украшения тканей, бытовавшие на Русском Севере
- НАБОЙКА

- БРАНОЕ, УЗОРНОЕ

ТКАЧЕСТВО

- ВЫШИВКА

- КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ

- ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ
ПРОМЫСЕЛ
Нач.19 века, холст льняные, х/б, шелковые

нити . Ажурное ткачество

Кружевоплетение Вологодская губерния

Фрагмент подола женской рубахи. Вышивка. Каргополье

Кубовая набойка 19 век Вологодская губерния

Плат «золотой» К.19 века.Шитье.Вышивка

Конец полотенца. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити

Способы украшения тканей, бытовавшие на Русском Севере- НАБОЙКА- БРАНОЕ, УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО- ВЫШИВКА- КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ- ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛНач.19 века, холст

Слайд 6Головные уборы Русского Севера
- ДЕВИЧЬИ:
Подчелок
Плачея


Повязки (перевязки)
Обручи
Ленты




- ЖЕНСКИЕ:
Кокошник
Платок
Сорока
Сдериха
Коруна
Повойник

Плат золотой

Сорока кон.19 века. Каргополье

Перевязка, кокошник, украшенные жемчугом, бисером, перламутром

Головные уборы Каргополья и Мелентьевской волости

Девичий головной убор в современном исполнении

Девичий головной убор д.Шенкурская (Няндома)

Головные уборы Русского Севера- ДЕВИЧЬИ: ПодчелокПлачея

Слайд 7Символы в вышивке, ткачестве
ВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ, ЧУДО-ПТИЦ, СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ, ОЛЕНЕЙ,

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

Женская фигура олицетворяла Мать-Землю, которая для людей словно живое

существо: она пьёт воду, родит урожай, засыпает на зиму, просыпается по весне.
Дивная жар-птица олицетворяет пробуждение природы, таяние снега, зелень листвы, цветение растений. Жар-птица – вешнее солнце, а её перья – лучики, согревающие землю, дарящие тепло.
Изображение сказочных животных (например, львов, барсов) – считается покровительством растениям, семенам, корням, всходам.
Фантастические кони – слуги Солнца и его олицетворение.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует производительные силы природы, земное плодородие, стихию огня и солнца.
Символы в вышивке, ткачествеВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ, ЧУДО-ПТИЦ, СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ, ОЛЕНЕЙ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.Женская фигура олицетворяла Мать-Землю, которая для

Слайд 8Мужская народная одежда
Традиционная мужская одежда состояла из: РУБАХИ, которую ещё

называли ИСПОДНЯЯ, ПОРТЫ (ПОДШТАННИКИ), ПОЯС – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА, САПОГИ,

КАТАНКИ (зимой), ЛАПТИ.



БУДНИЧНУЮ РУБАХУ шили из ЛЬНЯНОГО или КОНОПЛЯНОГО ХОЛСТА.
На ВОЛОГОДЧИНЕ рубаху называли проходница
На КАРГОПОЛЬЕ(Олонецкая губерния) и в уездах Архангельской губернии будничную рубаху (и женскую, и мужскую) называли покосница.

Примерно 100 лет назад появились мужские рубахи – косоворотки

Зимой мужчины носили шубы, которые были почти в каждой семье, подвязывали их кушаками, тулупы же были редкостью.
Мужская народная одеждаТрадиционная мужская одежда состояла из: РУБАХИ, которую ещё называли ИСПОДНЯЯ, ПОРТЫ (ПОДШТАННИКИ), ПОЯС – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ

Слайд 9заключение
Д.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик.

Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера.

Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание».

СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА, ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ, ВЫСОКИЙ СМЫСЛ КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И В НАШЕ ВРЕМЯ.

заключениеД.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и

Слайд 10Список литературы
1. «Каргополье. Художественные сокровища.» М., «Советская Россия», 1984
2. А.Ю.Андреева

«Русский народный костюм. Путешествие с Севера на юг.», С.-Петб, 2006
3.

А.Иванова «Северный русский народный костюм конца 19-начала 20 века», открытки, 2003
4. Г.А. Григорьева «Головные уборы Русского Севера», Арх., 1999
5. Г.А.Григорьева «Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда», Арх., 2003
6. Г.А.Григорьева «Ткани и одежда Поморья», Арх., 2000
7. Журнал «Культура. Nord», 2006
8. «Мастера Русского Севера», энциклопедия, рец. Лихачёв Д.С., М, «Планета», 1987
9. «Костюм: история, крой, шитьё, вышивка», журнал 2Чудесные мгновения», 2003
Список литературы1. «Каргополье. Художественные сокровища.» М., «Советская Россия», 19842. А.Ю.Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика