Слайд 1Сопоставительный анализ
современных методик преподавания
иностранного языка
Учитель иностранного языка МОУ
«Курганская СОШ»
Карасева Надежда Викторовна
Слайд 2Современные методики преподавания иностранного языка и их
методические принципы
Коммуникативная методика
Проектная методика
Интенсивная методика
Деятельностная методика
Интерактивная методика
Дистанционная методика
Слайд 3 Коммуникативная методика и её основополагающие принципы.
Принцип овладения всеми аспектами
иноязычной культуры через общения
Принцип взаимосвязанного обучения аспектам иноязычной культуры.
Принцип моделирования содержания аспектов иноязычной культуры.
Принцип управления учебным процессом на базе его квантования
Принцип системности и организации обучения иностранным языкам
Принцип обучения иностранным языкам на основе ситуации как системы взаимоотношений.
Принцип индивидуализации в овладении иностранными языками
Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности, учащихся в овладении иностранным языком.
Принцип функциональности в обучении иностранному языку.
Принцип новизны в обучении иностранным языкам.
Слайд 4Проектная методика и её принципы.
Принцип сознательности
Принцип доступности
Принцип
активности
Принцип коммуникативности
Принцип систематичности
Слайд 5Интенсивная методика и её принципы
Принцип коллективного взаимодействия
Принцип
личностно-ориентированного общения
Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса
Принцип
концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса
Принцип полифункциональности упражнений
Слайд 6
Деятельностная методика и её принципы.
Принцип необходимости логического мышления
Принцип активности
Принцип первичного овладения языковыми средствами
Принцип использования речекоммуникативных
единиц.
Слайд 7Интерактивная методика и её принципы.
Принцип активности
Принцип мотивированности
Принцип
индивидуальности
Принцип обратной связи
Принцип самостоятельности
Слайд 8Дистанционная методика и её принципы.
Принцип коммуникативности
Принцип сознательности
Принцип
опоры на родной язык обучаемых
Принцип наглядности
Принцип доступности
Принцип
положительного эмоционального фона
Слайд 9 Отличительные черты методик.
Самой первой специфической чертой коммуникативной
методики является то, что целью обучения является не овладение иностранным
языком, а “иноязычной культурой”, которая включает в себя познавательный, учебный, развивающий и воспитательный аспект.
Второй специфической чертой коммуникативной методики является овладение всеми аспектами иноязычной культуры через общение.
Следующей отличительной чертой предлагаемой концепции является использование всех функций ситуации.
Специфической чертой коммуникативной методики является также использование условно-речевых упражнений, то есть таких упражнений, которые построены на полном или частичном повторении реплик преподавателя.
Слайд 10 Эффективность проектной методики в большей
степени обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем. Также
следует отметить их постепенное усложнение. Но отличительной особенностью тем является их конкретность. С самого начала обучения предполагается участие обучаемых в содержательной и сложной коммуникации, без упрощения и примитивизма, которые обычно характерны для учебников для начинающих изучать иностранный язык.
Другой отличительной чертой проектной методики является особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проекта.
Особенно важной чертой является то, что обучаемые имеют возможность говорить о своих мыслях, своих планах Специфическим является также подразделение навыков на два вида: навыки изучающего язык и навыки пользователя языком. .
Слайд 11 Перейдем к интенсивной методике и рассмотрим ее специфику. Данная
методика основана на психологическом термине “суггестии”. Это и есть первая
специфическая черта интенсивной методики.
Также специфической чертой интенсивной методики является то, что суггестопедия широко опирается на положение о разных функциях двух полушарий головного мозга.
Еще одним отличительным фактором служит активное использование ролевых игр. Специфика интенсивного обучения заключается именно в том, что учебное общение сохраняет все социально-психологические процессы общения.
Слайд 12Основными результативными моментами интерактивной методики обучения иностранным языкам являются:-
создание сильной немедленной мотивации обучения, осуществляемого при неформальном общении и
мотивации общения, приближенного к реальным; - высокая и немедленная результативность обучения: уже на второй день занятий учащиеся общаются на изучаемом иностранном языке, используя речевые клише, заложенные в основном учебном тексте – помните, текст полилога вводится в первый день занятий; - предъявление и усвоение большого количества речевых, лексических и грамматических единиц; за одно предъявление вводятся и усваиваются 150- 200 новых слов, 30-50 речевых клише и несколько типичных грамматических явлений
Слайд 13 В деятельностной методике имеет место
разделение между предварительным овладением языковыми средствами и последующим
овладением общением на основе имеющихся знаний, умений, навыков использования языковых средств. Но действительно специфической чертой деятельностной методики составляет выделение того, что называется языковыми речекоммуникативными единицами.
И последней специфической чертой является использование такого метода, как условный перевод, при котором используется не только то, чем ученики уже овладели, так и то, чему их обучают на данном этапе.
Слайд 14 Специфической чертой обучения иностранному языку дистанционно
является самостоятельная практика каждого обучаемого в том виде речевой деятельности,
которым он овладевает в данное время. Также специфической чертой является интерактивность, на основе которой строится деятельность каждого обучаемого и руководство педагога.
Специфической чертой является использование такого метода, как условный перевод, при котором используется не только то, чем ученики уже овладели, так и то, чему их обучают на данном этапе.
Еще одной специфической чертой является то, что несмотря на долю самостоятельной деятельности учащегося, он должен иметь разнообразные контакты в процессе обучения с партнерами по курсу, преподавателем, зарубежными партнерами.
Слайд 15Сходные черты методик.
Часть современных методик обучения
английскому языку основаны на принципе
активной коммуникации (коммуникативная методика, проектная методика, дистанционная методика, интерактивная).
Следующая черта, встречающаяся во всех методиках – это познавательная самостоятельность.
Это принцип управления учебным процессом на базе его квантования и программирования в коммуникативной концепции.
Слайд 16
Положительные стороны методик.
целью обучения методик является не
просто овладение иностранным языком, а обучение иноязычной
культуре.
взаимосвязь и равномерное развитие всех видов деятельности (говорение, аудировании, чтение, письмо).
применение общения, как основного метода обучения английскому языку, и использование ситуаций для реализации этого.
Слайд 17значительно повысилась мотивация, особенно это отразилось на слабых учениках; стал
более высокий уровень усвоения материала. Снизилась утомляемость; учащийся не имеет
возможности отсидеться, ему надо думать самому, не полагаясь на других. Работают как слабые, так и сильные учащиеся. Появляется интерес к изучаемому материалу.
Организованы и включены в работу все учащиеся без исключения, хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой. Развивается умение работать в группе; вырабатываются коммуникативные навыки. Возник интерес к собственной педагогической деятельности
Большими плюсами являются полифункциональные упражнения, неоднократно упоминаемые ранее, а также весьма хорошо большое количество времени, уделяемое на активизацию новой лексики.
Идет овладение, культурой проектирования, развитие способностей творчески и самостоятельно мыслить, прогнозировать варианты решения стоящей задачи.
использование проблемности, это заставляет обучаемых мыслить.
формирование навыков выбора языковых средств при речи, исходя не только из смысла сообщаемого, но и из умения построить логическую последовательность.
возможность построения системы грамматики по данной методике, используя речекоммуникативные единицы.
Слайд 19Итоги опроса
1) всем 100% детей нравится изучать английский
язык;
2) абсолютное большинство учащихся высказалось за проведение нетрадиционных уроков,
таких как: урок-экскурсия, урок- телемост, урок-викторина, защита и создание проектов;
3) 75% детей выполняют домашнее задание самостоятельно, а 25% учащихся получают помощь от родителей;
4) 53% опрашиваемых думают связать свою профессию со знанием английского языка;
5) наибольший интерес для учащихся представляют следующие виды и формы работы: физминутки, разучивание песен и стихов, различные вида игр, инценирование, выразительное чтение.
Слайд 20Тенденции развития методики обучения английскому языку на современном этапе:
-
усиливающаяся дифференциация методов, приемов и содержания обучения, в зависимости от
целей и планируемых уровней владения языком, от особенностей контингента учащихся и условий обучения и культуры;
- устойчивые тенденции сокращения переводных методов;- усиление роли взаимодействия и речевой активности учащихся; использование в учебном процессе психических состояний;
- применение в обучении новых технических средств;
- интеграция элементов разных методов в современных системах обучения.