Слайд 1
Методы и приемы обучения развития речи младших дошкольников
Козлова Наталья Андреевна
воспитатель МБДОУ
детский сад №9
«Аленький цветочек» п. Аничково,
г.о. Лосино-Петровский МО
Слайд 2К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает
не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и
бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.
Таков этот народный великий педагог родное слово!»
Слайд 3В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят
к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать
товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. Здесь требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов.
Слайд 4 Младший дошкольный возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций.
Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой
для дальнейшего развития ребенка.
речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи;
существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Слайд 5Методы, направленные на развитие речевой активности дошкольников.
Слайд 7Развитие речи детей младшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях, в
совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах, в самостоятельной
деятельности детей.
Слайд 8Важным условием для развития речи детей является создание речевой среды
в группах.
К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих
ребенка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми.
Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств. Центр речевой деятельности является одним из важных компонентов речевой среды. Он может включать в себя следующие составные:
- книжный уголок;
- дидактический, наглядный материал;
- разные виды театров.
Слайд 9Эффективный прием в работе с детьми младшего дошкольного возраста – это
использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек,
приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость.
Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”, “Чики – чики - чикалочки”
Слайд 10Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений.
Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи,
так и в свободное время.
Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.
Слайд 12Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских
поэтов начинается с малых лет.
А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз,
два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” Происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.
Слайд 13 В работе с детьми используются упражнения на развитие речевого дыхания:
«Сдуй снежинку», « Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и
другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
Слайд 18Самыми эффективными являются практические методы организации детей. К группе практических
методов относится игровой. Этот метод предусматривает: вопросы, указания, объяснения, пояснения,
показ.
Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Слайд 19В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра
«Пузырь». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем
лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых.
Музыкальные игры.
Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать.
Слайд 20Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук.
Игры, массажы и упражнения с движениями кистей и пальцев рук
стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковые игры «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
Слайд 21На занятиях по изодеятельности детей можно знакомить с новыми словами,
учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
Слайд 22Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Детям младшего
возраста необходимо подобрать ЛЕГО крупного размера.
Слайд 23Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка.
Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они
сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там.
Слайд 24Таким образом, активизация речи детей младшего дошкольного возраста осуществляется в
разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять
процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощрять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривать с ним в процессе игры.