Слайд 1Административное совещание
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Дата:17.10.2017
Педагог-психолог:Мукатаева С.Н.
Слайд 2Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и
функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Слайд 3Понятие адаптации включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную,
или личностную.
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из
них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Слайд 4Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна
из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м
классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
Слайд 6ПРичины сложности этого периода
Пятиклассники-это уже младшие подростки
изменением роли учащегося;
увеличением учебной
нагрузки;
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
изменением стиля общения учителей с
детьми.
новый классный руководитель;
возросший темп работы;
ослабление или отсутствие контроля;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей
Слайд 7
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
1. Разные требования со стороны
учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации,
незнакомые термины, слова.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику
взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Слайд 8Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономия время урока, педагоги порой
забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним
на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Слайд 9Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего звена является
признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к
нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
Слайд 10Наличие большей свободы и самостоятельности.
При всем положительном отношении к предоставлению
свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться
этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно так-же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Слайд 11Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники - народ
эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму
собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Слайд 12Результаты диагностики Тревожности
Слайд 13Наибольшая тревожность по следующим факторам:
Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания
ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих
возможностей.
Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Слайд 14Рекомендации классному руководителю:
Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в
общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его и никогда
не ставить себя выше ребенка.
Высокая тревожность, низкая самооценка в сочетании с высокими притязаниями - все это может привести к дезадаптации личности, к трудностям школьного обучения. Чтобы избежать этого, учителям необходимо привлекать внимание детей, формировать интерес к различным видам деятельности. Средствами такого привлечения является участие детей во внеклассной деятельности, в которых дети объединены общей целью и общей деятельностью.
Развитие у детей самообладания, а также умений и навыков психофизической саморегуляции, которые позволят ученику чувствовать себя увереннее при ответах учителю, выполнении контрольных работ.
Взять группу высокотревожных детей под особый контроль, избегая в общении, по возможности, критических замечаний и негативного оценивания их личности, которые имеют психотравмирующее действие на них. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и межличностном взаимодействии.
Организовать на внеклассных мероприятиях работу, направленную на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков.
Во избежание переутомления создать щадящие условия: использовать на уроке элементы двигательной и эмоциональной разгрузки, дозировать учебную нагрузку и объем домашнего задания, производить частую смену деятельности.
Помнить, что в приспособлении детей с высоким уровнем тревожности большую роль играют эмоции. Такие дети могут хорошо учиться в условиях спокойной и доброжелательной атмосферы и, напротив, эти дети наименее успешны в ситуациях повышенного напряжения.
Слайд 15Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис одиннадцати лет, помочь адаптироваться к
школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая
любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.