Слайд 2В помощь выпускникам
Психологическая
подготовка к
ЕГЭ и ОГЭ
Слайд 3Начнем по порядку
Приемы работы с запоминаемым материалом
Методы активного
запоминания
Как управлять своими эмоциями
Способы снятия нервно-психического напряжения
Питание
Слайд 4Приемы работы с запоминаемым материалом
Группировка
Выделение опорных пунктов
План
Классификация
Структурирование
Серийная организация материала
Ассоциации
Слайд 5Группировка
разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и
т. п.).
Слайд 6Выделение опорных пунктов
фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более
широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые
данные, сравнения и т. п.).
Слайд 7План
совокупность опорных пунктов.
Слайд 8Классификация
распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на
основе определенных общих признаков
Слайд 9Структурирование
установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
Слайд 10Схематизация
изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное
представление запоминаемой информации
построение графических схем
Слайд 11Серийная организация материала
установление или построение различных последовательностей: распределение по объему,
распределение по времени, упорядочивание в пространстве
и т. д.
Слайд 12Ассоциации
установление связей по сходству, смежности или противоположности
Слайд 13Методы активного запоминания
Метод ключевых слов
Метод повторения И. А. Корсакова
Комплексный учебный метод
Слайд 14Метод ключевых слов
Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных
(ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их
вспомнить - как вспомнится вся фраза.
Слайд 15Метод повторения И. А. Корсакова
1. Необходимо повторить информацию в
течение 20 секунд сразу после ее восприятия, так как самая
большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания.
2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:
1-й день —2 повторения;
2-й день — 1 повторение;
3-й день — без повторений;
4-й день — 1 повторение;
5-й день — без повторений;
6-й день — без повторений;
7-й день — 1 повторение.
3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.
Слайд 16Комплексный учебный метод
При комплексном учебном методе вся информация, например
текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи
между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повторений сокращается.
При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.
Слайд 17Как управлять своими эмоциями
Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем
людям, которые поймут и посочувствуют.
Если ты один, можешь поколотить подушку
или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.
Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.
Можно использовать такой прием, как дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, затем такое же количество коротких вдохов.
Слайд 18Способы снятия нервно-психического напряжения
Аутотренинг (аутогенная тренировка)
Мышечная релаксация
Дыхательная релаксация
Медитация
Слайд 19Аутотренинг
Правила составления формулы аутотренинга:
1. Все утверждения должны быть
сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.
2. Все утверждения
должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться».
Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен».
Слайд 20Мышечная релаксация
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных
групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной
мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
Можно работать со следующими группами мышц:
лица (лоб, веки, губы, зубы);
затылка, плеч;
грудной клетки;
бедер и живота;
кистей рук;
нижней части ног.
Слайд 21Дыхательная релаксация
Мобилизующее дыхание – удлиненный глубокий вдох (4 сек.), пауза
длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох
(2 сек.). Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.
Успокаивающее дыхание – медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, выдох длительностью 2 вдоха.
Мобилизовать и успокаивать себя с помощью дыхания нужно научиться в любой ситуации и обстановке. Обычно эффект дают уже 4 такта дыхания. Количество таких тактов определяется индивидуально с учетом тренированности и состояния в конкретной ситуации.
Слайд 22Медитация на предмет
В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на
каком-нибудь нейтральном предмете.
Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые
доставляют удовольствие.
Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.
Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.
В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.
Выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.), положить его перед собой и попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.
Слайд 23Питание:
Трёх-четырёхразовое, калорийное, богатое витаминами.
Отдавать предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам,
фруктам.
Улучшат память: морковь с растительным маслом (стимулирует обмен веществ в
мозгу), стакан ананасового сока.
Достичь творческого озарения, спровоцировать рождение гениальных идей, стимулировать нервную систему можно при помощи чая из тмина.
Успешно грызть гранит науки позволяют капуста (снимает нервозность) и лимон (освежает мысли, облегчает восприятие информации за счёт витамина С).
Хорошее настроение поддержат шоколад и «фрукты счастья» - бананы, содержащие необходимое мозгу вещество - серотонин.
В период подготовки к экзаменам:
Мед, сухофрукты, зелень, капуста, свекла, морковь, хлеб с отрубями, горох и фасоль, различные морепродукты.
Слайд 24
Успешной сдачи экзаменов!
Основные материалы взяты с www.ege.ru