Слайд 1«Мнемотехника
в развитии связной речи у дошкольников»
Сообщение для педагогов.
Воспитатель Попюк
В.В.
Слайд 2Задачи:
1. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями,
принципами технологии, этапами работы.
2. Дать рекомендации педагогам по использованию карточек
– схем на занятиях, образцы некоторых опорных схем, познакомить с литературой по данной теме.
Слайд 3Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Слайд 4
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Слайд 5Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений
речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление
нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Слайд 6 Отличительные особенности технологии:
-имеет чёткое теоретическое и экспериментальное
обоснование;
-приемы запоминания индивидуализированы;
-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
-введено понятие
”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Слайд 7 Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую
память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Слайд 8Цель обучения:
- развитие связной речи;
- преобразование абстрактных символов в образы
(перекодирование информации);
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие основных психических процессов
– памяти, внимания, образного мышления;
- помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Слайд 9Предварительная работа:
- наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);
- раздаточный материал;
- обсуждение
с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;
- выбор
приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
Слайд 10Вопрос педагогам:
Где можно использовать
карточки- схемы?
для обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании
и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Слайд 15 Описание:
Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него
четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица
выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.
Слайд 16Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в
теремке жить.
Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик.
Затем прибежала
лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь.
Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Слайд 18 Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней
изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.).
Слайд 19Последовательность работы с мнемотаблицами:
1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).
2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов
деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
3. Введение отрицаний.
4. Сочетание символов, чтение цепочки их.
5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
6. Творческое создание детьми опорных схем.
Слайд 20Результаты
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание
пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов
и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.