Слайд 1Модели построения здоровьесберегающего образовательного пространства, действующие системы, эффективные формы и
технологии сохранения здоровья детей
Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях. Требования к
уроку с позиций здоровьесбережения.
Скурстенис О.В.
Слайд 2«Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую
жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что
дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги»
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
Слайд 3Здоровьесберегающие образовательные технологии:
совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов,
технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного
воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Слайд 4Задача-минимум : создание условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают
негативного воздействия на здоровье участников образовательного процесса.
Факторы, связанные с образовательным
процессом:
Гигиенические факторы
Организационно – педагогические факторы
Психолого-педагогические факторы
Слайд 5Гигиенические условия:
факторы (шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет
стен, используемые стройматериалы, краска, мебель (размеры, размещение в помещении), видеоэкранные
средства, пищеблок (ассортимент, качество пищи, организация питания), качество питьевой воды, экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования.
Слайд 6Учебно-организационные факторы :
объем учебной нагрузки;
расписание уроков;
объем физической нагрузки;
медицинское и психологическое
обеспечение школы;
участие родителей учащихся в жизни школы;
психологический климат педагогического коллектива;
наличие/отсутствие
системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Слайд 7Психолого-педагогические факторы:
психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных
разрядок;
стиль педагогического общения учителя с учащимися;
условия проведения урока (плотность, чередование
видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
характер проведения опросов, проблема оценок;
степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам;
особенности работы с «трудными подростками» в классе;
соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Слайд 8Задача-оптимум :
формирование у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья,
воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового
образа жизни
Слайд 9Требования к уроку с позиций здоровьесбережения
1. Обстановка и гигиенические условия
в классе (СанПиН 2.4.2.2821-10 )
2. Количество видов учебной деятельности: 4
- 7 видов за урок. Средняя продолжительность -7-10 минут.
3 . Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиальный, самостоятельная работа и т.д. - не менее трех. Чередование - не позже чем через 10-15 минут.
4. Распределение образовательной недельной нагрузка.
Слайд 10Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы
и творческого самовыражения учащихся
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия,
выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Слайд 11Место и длительность применения ТСО
Слайд 12
8. Осанка детей.
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов
на уроке.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со
здоровьем и здоровым образом жизни.
Слайд 13Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
Внешняя мотивация: оценка, похвала,
поддержка, соревновательный момент и т.п.
Внутренняя мотивация: стремление больше узнать,
радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
Слайд 14Психологический климат на уроке.
Взаимоотношения на уроке: между учителем и
учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество –индивидуальные - фронтальные, учет возрастных
особенностей);
между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
Слайд 15Эмоциональный климат урока
Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка,
юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием,
небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
Слайд 16 Плотность урока - не менее 60% и не более
75 - 80%.Объем домашних заданий : во 2 - 3
классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе
Слайд 17Скурстенис Оксана Владимировна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 13
н.п. Высокий Мурманской
области