Слайд 1МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКА К САМОВОСПИТАНИЮ
Родительское собрание
7 класс
Слайд 2Цели и задачи
Цель: освоение родителями конкретных приемов и методов семейного
воспитания.
Задачи: актуализировать значение самовоспитания в развитии личности подростка; определить роль
родителей в мотивации подростка к самовоспитанию.
форма проведение: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Слайд 3Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин
«Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на
возможно более полную реализацию себя как личности. Необходимые компоненты самовоспитания
- самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение»
Слайд 4Иоанн Лествичник в книге «Лествица»
Советует не спеша подниматься по лестнице
жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток:
зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство.
Каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность
Слайд 5Типы мотивации
Достижение успеха
Избегание неудачи
Какая из этих разновидностей мотивации в большей
степени приведет к успеху?
Направляет человека на достижение успеха и
обычно связана с высокой самооценкой
«самопрограммирование»
на неудачу
Слайд 6«Идеомоторная тренировка» у спортсменов
Мысленное проигрывание предстоящей деятельности
Позволяет сократить время на
формирование двигательного навыка, корректировать ошибки
Слайд 7Цель (с точки зрения психофизиологии)
модель потребного будущего, закодированная в мозге
человека, образ требуемого результата, определяющий отбор действий, ведущих к его
достижению
предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность
Слайд 8Определение целей и задач самовоспитания имеет большое теоретическое и практическое
значение
Целеполагание в самовоспитании - выбор личностно значимых целей и задач
самовоспитания
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, ему требуется мотивация.
Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней
Слайд 9Мотивы
Внутренние - собственное развитие, действие вместе с другими и
для других, познание нового, неизвестного
Внешние - стремление к лидерству, престижу,
стремление оказаться в центре внимания, получить денежное вознаграждение от родителей
Слайд 10Как побудить подростка к действию?
Без потребности не побуждается активность ребенка,
у него не возникают мотивы, он не готов к постановке
целей.
В обучении мотивом является направленность активности на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.
Слайд 11Реализация мотивов
Нужно овладеть приемами самовоспитания, научиться ставить (и достигать) промежуточные
цели: видеть отдаленные результаты своей деятельности.
Важно развивать и поддерживать
максимально высокий уровень мотивации подростка, который окажет большое влияние на успешность его дальнейшего развития.
Слайд 12Анализ результатов анкетирования
«Я хочу заниматься самовоспитанием, потому что хочу (в
%):
получить одобрение со стороны учителей - %;
получить одобрение
со стороны родителей - %;
развить трудолюбие, упорство - %;
развить память, внимание - %;
хорошо учиться - %;
быть ответственным перед учителями - %;
быть ответственным перед товарищами - %;
развить терпеливость, доброжелательность-%;
быть лучшим - %;
занять достойное место среди товарищей - %;
понравиться девочке - %;
понравиться мальчику - %;
порадовать бабушку, дедушку - %;
доказать себе, что что-то могу - %;
показать пример младшему брату, сестре и т. д. - %.
Слайд 13«Я хочу заниматься самовоспитанием, потому что хочу (в %):
1 место
- № 2 – 6 человек, № 3 – 5
чел., № 4 – 1 чел., № 5 – 1 чел., № 10 – 2 чел., № 13 – 1 чел., № 14 – 5 чел., № 15 – 2 чел.
2 место - № 1 – 1 чел., № 2 – 4 чел., № 3 – 5 чел., № 4 – 2 чел., № 5 – 4 чел., № 8 – 2 чел., № 13 – 2 чел., № 15 – 1 чел.
3 место - № 1 – 4 чел., № 3 – 2 чел., № 4 – 3 чел., № 5 – 5 чел., № 6 – 1 чел., № 7 – 1 чел., № 10 – 2 чел., № 13 – 2 чел., № 14 – 3 чел.
Слайд 14Методика «Мотивация к достижению успеха»
методика включает в себя 31
вопрос, на каждый из них нужно ответить «да» или «нет».
Результаты
Подсчитать сумму, оценивая каждый ответ «да» в 1 балл.
От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху – 1 человек
От 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации – 4 человека
От 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации – 9 человек
Свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху – 9 человек
Слайд 15Методика «Мотивация к избеганию неудач»
Инструкция: перед тобой список слов
из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В
каждой строке выбери только одно из трех слов, которое наиболее точно тебя характеризует, и отметь его.
Результаты
От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к избеганию неудач – 2 человека
От 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации – 14 человек
От 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации – 6 человек
Свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите от возможных неприятностей – 1 человек
Слайд 16В какой деятельности нужно самовоспитание?
Самовоспитание подростка не должно ограничиваться только
школьными достижениями, он должен переживать успехи во всех видах деятельности
Необходимо
соблюдение условий, таких, как реальность, оптимальность, доступность, осознанность достижений, мотивация подростка на достижение поставленных целей.
Слайд 17Практические упражнения
Упражнение «Способность мотивировать»
Цель: создание атмосферы заинтересованности и непринужденности, ориентация
участников группы на работу в рамках заданной проблемы.
Ведущий. Сейчас я
предлагаю ответить на такой вопрос: «Что мне помогает мотивировать других людей?». Например: я могу сказать о себе, что мне помогает мотивировать других мой оптимизм. Я не теряю оптимизма даже в самых трудных ситуациях, и этим
я заражаю других, они чувствуют в себе силы что-то делать. А как у вас?
Далее участники по кругу высказываются по заданному вопросу.
У каждого есть что-то в запасе, чтобы мотивировать других людей. Хотя одни и те же особенности могут помогать, а могут и мешать мотивировать других людей.
Слайд 18Упражнение «Предложение»
Цель: научиться выбирать способы и методы создания и усиления
мотивации другого человека.
Ведущий. Сейчас я предлагаю вам разбиться на две
команды. Задача каждой из команд - разработать план создания или усиления мотивации у участника противоположной команды. Кого вы будете мотивировать, вы выбираете сами. Главная ваша цель - суметь использовать такие мотивы, которые помогли бы вам переманить участника другой группы в вашу команду. Вы можете использовать самые разные мотивы, главное, чтобы они мотивировали участника противоположной команды на переход в вашу команду.
Командам дается пять минут на совещание.
Ведущий. Теперь начинаем мотивирующие воздействия. Пожалуйста, первая команда. Вы работаете с одним из участников этой команды. Кто это будет, кого вы выбрали в качестве адресата?
Команда называет своего адресата.
Хорошо. Вы можете расположиться в пространстве так, как считаете нужным.
Команда организует пространство.
Пожалуйста, начинайте!
Далее все участники обсуждают, какие мотивы оказали наиболее существенное влияние на решение игроков перейти или не перейти в другую команду.
Слайд 19Упражнение «Борьба мотивов»
Цель: анализ и согласование собственных противоречивых мотивов.
Ведущий. Зачастую
в нас борются противоречивые импульсы и желания. Этот феномен известен
в психологии под названием «борьба мотивов». Иногда нам даже трудно понять, чего мы больше хотим. Предлагаю сейчас каждому вспомнить ситуацию, в которой вы испытывали борьбу мотивов. Вы хотели сделать что-то важное, но не делали это, потому что одновременно вам хотелось чего-то другого.
Постарайтесь вспомнить такую ситуацию. Будет даже лучше, если эта ситуация актуальна для вас сейчас: хотите сделать что-то, но при этом вам хочется чего-то другого. Кто мог бы рассказать о своей борьбе мотивов?
Сначала нужно дать высказаться тем участникам, которые пожелают рассказать о подобных ситуациях. Затем выбрать ту ситуацию, которая кажется наиболее перспективной для анализа, и предложить группе рассмотреть ее по вопросам.
Хочу ли я достичь своей цели?
Хочется ли мне сейчас этим заниматься?
Что мне хочется делать?
Как соединить это с тем, что я решил(а) сделать?
Слайд 20Например:
А. решила переосмыслить, переписать и довести до
сведения своего персонала новые
должностные обязанности. Однако она так устала, что ей хочется одного
- спать. В результате она не может ни писать инструкции, ни спать.
Хочу ли я достичь своей цели?
В принципе - да. Это моя цель, я сама ее перед собой поставила.
Хочется ли мне сейчас этим заниматься?
Сейчас мне этим заниматься не хочется.
Что мне хочется делать?
Мне хочется выспаться, а потом уехать в отпуск. Ну - хотя бы выспаться. Для этого мне дня два нужно валяться в постели.
Как соединить это с тем, что я решила сделать?
Уйти с работы на два дня, валяться в постели и на диктофон записывать свои мысли об инструкции!
Результатом упражнения должно быть ощущение возможности и полезности соединения противоречивых стремлений вместо борьбы с одним из них.