Слайд 1Научное педагогическое исследование
ОЭР в педагогической практике
Алексеева Е.В.
Слайд 2Научное педагогическое исследование
Процесс формирования новых педагогических знаний
Вид познавательной деятельности, направленный
на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития
Слайд 3Сложность педагогического исследования
Неповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явлений
Зависимость педагогического
процесса от личности педагога, исследователя и других субъективных факторов
Трудности в
использовании лабораторных методов исследования и замеров получаемых результатов
Ограниченность использования методов математической статистики
Достаточно обобщенный характер полученных выводов
Слайд 4Уровни педагогического исследования
Эмпирический (практический)
Теоретический
Методологический
Слайд 5Эмпирический уровень
Устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности
Накопление,
отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, количественная и качественная обработка
полученных в ходе практического исследования педагогических факторов
Слайд 6Теоретический уровень
Выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить
ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты
Слайд 7Методологический уровень
На базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы
и методы исследования педагогических явлений, построения теории
Исследования этого уровня называют
фундаментальными
Они представляют собой крупный научный вклад в исследуемую область
Слайд 8Методологические принципы НПИ
Объективность и обусловленность педагогических явлений определенными условиями, факторами,
причинами
Целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов
Изучение явлений в
его связях и взаимодействии с другими явлениями
Изучение явления в его развитии
Слайд 9Основные компоненты НПИ
Тема исследования – лаконичное и четкое ограничение аспектов
исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна
вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.
Слайд 10Основные компоненты НПИ
Объект исследования – сфера (область) поиска. Объектами ПИ
могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование
личности, коллектива).
Слайд 11Основные компоненты НПИ
Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри
объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей,
отношений.
Слайд 12Основные компоненты НПИ
Проблема исследования – тот вопрос, который возникает, на
который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом
явлении.
Слайд 13Основные компоненты НПИ
Цель исследования – выявление причинно-следственных связей и закономерностей,
разработка теорий и методик.
Слайд 14Основные компоненты НПИ
Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, определить,
выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать0 и т.п.
Слайд 15Основные компоненты НПИ
Гипотеза исследования – предположительный ответ на возникающий вопрос,
разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы.
Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он исследует.
Слайд 16Все компоненты должны быть между собой взаимосвязаны, одно вытекать из
другого и им определяться
Слайд 17Логика научного Исследования
(алгоритм)
1. Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и
задач исследования.
2. Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения
самой работы.
3. Составление списка литературы по проблеме исследования.
Слайд 18Логика научного Исследования
(алгоритм)
4. Определение общей методики и методов исследования, базы
исследования.
5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия,
на которых строиться исследование).
6. Изучение опыта решения данной проблемы на практике.
Слайд 19Логика научного Исследования
(алгоритм)
7. Сбор констатирующего материала.
8. Анализ и обобщение полученных
результатов и построение на их основе гипотезы-предположения о возможном способе
разрешения возникающей проблемы.
9. Разработка методики проверки гипотезы.
Слайд 20Логика научного Исследования
(алгоритм)
10. Проведение ОЭР (пилотный (пробный) и преобразующий (формирующий)
эксперименты, опытная работа).
11. Проведение контрольных срезов.
12. Анализ и обобщение полученных
результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.
Слайд 21Логика научного Исследования
(алгоритм)
13. Выработка практических рекомендаций.
14. Оформление и литературная редакция
текста.
Слайд 22Методы педагогического исследования
Методы ПИ – способы и приемы познания объективных
закономерностей обучения, воспитания и развития.
Слайд 23Методы педагогического исследования
Методика ПИ – упорядоченная совокупность приемов, способов организации
и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретация полученных
результатов при достижении определенной научной цели.
Слайд 24Принципы отбора Методов исследования
Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки
на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений.
Соответствие методов исследования существу
изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых.
Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу.
Принципы отбора Методов исследования
Слайд 25Методологическим обоснованием методов ПИ в отечественной науке являются подходы
Деятельностный
Личностный
Системный
Слайд 26Группы общенаучных методов, используемых в педагогике
Общетеоретические: анализ и синтез, сравнение,
индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация.
Социологические: анкетирование, интервьюирование, рейтинг.
Социально-психологические:
социометрия, тестирование, тренинг.
Математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.
Слайд 27Группы методов ПИ
Теоретические сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы и
документов;
анализ базовых понятий исследования;
методы причинно-следственного анализа изучения явлений;
прогнозирование.
Слайд 28Группы методов ПИ
Эмпирические
Методы сбора и накопления данных: наблюдение, опросы (беседа,
анкетирование, тестирование, интервью); анализ документов и продуктов деятельности, изучение и
обобщение педагогического опыта и др.
Слайд 29Группы методов ПИ
Эмпирические
Методы оценивания: самооценка, рейтинг методов обобщения независимых характеристик,
педагогический кронсилиум и др.
Слайд 30Группы методов ПИ
Эмпирические
Методы изучения педагогического процесса в измененных и точно
учитываемых условиях: педагогический эксперимент (естественный, лабораторный; пилотный, констатирующий, формирующий); опытная
проверка выводов исследования в условиях массовой школы.
Слайд 31Группы методов ПИ
Эмпирические
Методы контроля и измерения: шкалирование, срезы, тесты и
др.
Методы обработки данных: математические, статистические, графические, табличные и др.
Слайд 32Литература
Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследования
Валеев Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования
Ковкина
Ф.Н. Методика отслеживания хода и промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы Н.Н.,
2000
Слайд 33Литература
Новикаова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно-методическое пособие. М.:
АПКиПРО, 2002.
Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие
для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе. М.: АПКиПРО, 2002.
Сиденко А.С. Нужен ли эксперимент практику?//Школьные технологии, 1997, № 1.
Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента?//Директор школы
Слайд 34Литература
Галеева Н.Л. Учитель в пространстве педагогического эксперимента//Биология в школе №
7, 2003.
Новиков А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения//Дополнительное
образование, 2002, №№ 4, 5, 8, 9
Слайд 35Литература
Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее
результатов. Для студентов и аспиратнов. М.: АПКиПРО, 2005.
Чечель И.Д., Новикова
Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. М.: АПКиПРО, 2004.
Слайд 36Литература
Диагностика учебных материалов. Методический сборник. Выпуск 6. М., 1994
Апробация учебной
литературы. Информационный сборник. Выпуск 5. М., 1994.
Шкабара И.Е. Роль аналитической
деятельности в педагогическом мониторинге//Мониторинг образовательного процесса, 2003, № 6