Слайд 1Нестандартные олимпиадные задания
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ
№56 УИМ» г.Магнитогорска
Галина Г.Р.
Слайд 21 Задания, предполагающие воспроизведение
знаний и демонстрацию навыков.
Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии
и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора
Например:
Подбери проверочные слова к каждой пропущенной безударной гласной
Определи род
Правильно расставь ударения
Найди корень в словах
Прочитай предложение, найди ошибки
Найди лишнее слово
Слайд 32 Задания, требующие письменного развернутого ответа
Полный ответ
на вопрос такого задания предполагает знание правил, их комментарий и
умение соединить их в рамках законченного письменного высказывания.
Например:
Определите значения слов: очи, ланиты, брег;
Какое слово является лишним в следующем ряду. Аргументируйте свою точку зрения.
Продолжите ряд слов. Объясните свое решение.
Красота – уродство, любовь, страх..
Найди синонимы или антонимы
Распределите слова на две группы: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
По какому признаку производили деление?
Слайд 43 Творческие задания
Задания, требующие знаний в разных
областях русского языка, умения сопоставлять и систематизировать, создавать тексты различных
стилей.
Например:
Раскройте смысл выражений. Составьте небольшой текст, используя эти выражения.
Напишите текст-рассуждение художественного стиля на заданную тему.
Составьте и запишите рассказ по его началу.
Укажите, какими языковыми средствами пользуется автор, назовите их и приведите примеры из текста.
Поясните смысл пословицы. Составьте небольшой рассказ, который можно было бы закончить данной пословицей.
Слайд 54 «Перевод текста»
Этот вид нестандартных заданий предполагает
работу по опознанию и объяснению языковых явлений. Выполняя эти задания,
школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы синонимичными.
К нестандартным заданиям этого типа относятся:
«Перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;
«Перевод» текстов, написанных на несуществующем языке по типу «глокой куздры»;
«перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля;
«перевод» языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта
Слайд 65 «Лингвистические угадайки»
Работа над нестандартными заданиями этого
типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений,
ребята должны либо восстановить "первоисточник" по его признакам, либо "угадать" слово по его описанию.
Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
разгадывание загадок (в том числе и линвистических);
игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и другие
Слайд 7 6 Терминологические диктанты
Такой нестандартный эффективный вид лексической работы как
терминологический диктант (литературоведческий, исторический, профессиональный) помогает расширить терминологический ресурс учащихся.
Например:
Лингвистический
диктант. Запишите одним словом словосочетания: Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным.
Литературоведческий диктант Запишите одним словом словосочетания: Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания.
Слайд 87 Микроисследования
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся
исследовательских умений: работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые
единицы; формулировать выводы; составлять текст.
Наиболее типичны следующие:
развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос;
сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);
исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).