Слайд 1
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Пути преодоления неуспеваемости
Слайд 2
Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень
знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся
рядом с ним дети.
И. П. Подвласов
Слайд 3Еще древние мудрецы говорили:
«Увидеть и понять проблему - наполовину
решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что
она в тебе самом».
Слайд 6
Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно
сопровождаться целой системой мер по её дальнейшему предотвращению.
Слайд 7Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически!
Слайд 8Система работы со слабоуспевающими учащимися
Выявление слабоуспевающих учащихся
Изучение причин неуспеваемости
Направление работы
с неуспевающими
Учет индивиду-
альных особен-
ностей личности
Учет социаль-
ных условий
Учет возрастных
особенностей
Учет состояния
здоровья
Учет сформиро-
ванности
общих
и специальных
условий
Учет сформиро-
ванности общих
и специальных
условий
Формирование и развитие учебных навыков учащихся
Коррекционная
работа
Индивидуаль-
ная работа
Дифференци-
рованная работа
Дополнитель-
ные занятия
Вовлечение в
секции,
факультативы
Работа с
родителями
Получение стандарта образования
Слайд 9
Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:
Недостаточное семейное воспитание.
Пробелы в
фактических знаниях.
Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий
ученику проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость,
Организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения.
Слайд 10
Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости,
могут иметь самые различные причины:
Слабое состояние здоровья.
Несформированность приемов
учебной деятельности. Если психологопедагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то учащийся заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки.
Недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;
Недостаточное развитие мотивационной сферы, что является в первую очередь приоритетом семейного воспитания.
Слайд 11Особенности неуспевающих учащихся:
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий
уровень интеллектуального развития;
отсутствие познавательного интереса;
не сформированы элементарные организационные
навыки;
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
Слайд 12Особенности неуспевающих учащихся
нет опоры на родителей как союзников учителя
– предметника;
дети, в основном, из асоциальных семей;
отсутствие адекватной
самооценки со стороны учащихся;
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.
Слайд 13Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по
следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
2. Несформированность учебных навыков.
3. Дефицит
внимания с гиперактивностью.
4. Отсутствие познавательного интереса.
5. Несформированность произвольной сферы.
6. Конфликтные отношения
7. Низкий познавательный интерес
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
9. Низкая работоспособность
Слайд 14
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях,
умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Слайд 16«ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК»
“ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК”
Слайд 17Учитель
Ученик
нужны знания, но при
этом не прикладывает усилий
учитель
ставит “2” –
проблемы с администрацией
и классным руководителем;
учитель
ставит “3” - но знаний у учащихся нет.
Слайд 18Родители
Учитель
родителям нужно, чтобы у ребенка были знания, но
при этом нет контроля и помощи детям с их стороны;
учитель,
по мнению родителей, выступает в роли “монстра”, “надзирателя”;
учителя иногда отчитывают родителей даже в присутствии ребенка, при этом не всегда давая конкретные советы
родители в свою очередь обвиняют учителей в некомпетентности в присутствии детей;
сами учителя не всегда видят выход из создавшейся конфликтной ситуации
Слайд 19Учитель
Администрация
Администрация требует :
хороших знаний учащихся;
высоких показателей;
бесконфликтных отношений
с учениками и родителями.
Что остается делать учителю,
если
классы у него слабые
и он ещё и классный
руководитель
в этих классах ?
Слайд 20Учителю становится “тошно” от “безысходности”
У учителя опускаются руки,
нет
желания идти на работу
Ученик предпочитает улицу, или случайных знакомых занятиям
в школе
Слайд 21
Какой же выход из создавшейся ситуации?
Как помочь ученику, учителям
и родителям выйти из “неподвижного треугольника”?
Слайд 22
Ученик
Родители
Администрация
Учитель
Слайд 23
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не
очень. Но
каждый
ребенок
должен
самореализоваться.
Слайд 24
Таким образом, рождается идея создания индивидуальной образовательной программы работы со
слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Слайд 25Тема педсовета
Об эффективности работы
со слабоуспевающими учащимися
Слайд 26Деятельность учителя
1. В начале учебного года проводить диагностику учащихся с
целью выявления уровня обучаемости.
2. Использовать на уроках различные виды опроса.
3. Обязательно комментировать каждую оценку ученика.
4. Учитель не должен опрашивать ученика или предлагать ему письменную работу в первый день занятий после болезни или отсутствия в школе по уважительной причине.
5. Учитель для устранения пробелов в знаниях ученика по пропущенной теме должен определить время, за которое учащийся должен освоить указанную тему, и в случае затруднения проконсультировать его.
Слайд 276. Учитель должен выставлять полученные учащимся неудовлетворительные
оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
7. Учитель обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о снижении успеваемости учащегося.
8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика (убеждение, беседа с психологом и социальным педагогом)
9. Учитель-предметник обязан выставлять четвертные оценки за неделю до конца четверти.
Слайд 28Пути достижения высокой успеваемости:
правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение
путей ее ликвидации;
высокое качество уроков;
использование передовых методов в обучении;
реальная помощь
и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом;
четко поставленный контроль за учебным процессом.
Слайд 29Организация
работы со слабоуспевающими неуспевающими учащимися
на уроке
Слайд 30Как помочь слабоуспевающему ученику:
Для закрепления необходимо более длительное время и
больший объем решаемых задач.
Учитель для себя и для ученика
должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Слайд 31Карточки для индивидуальной работы
Задания с выбором ответа
Деформированные задания
Карточки – тренажеры
Творческие
задания
Поиск различных способов решения задач.
Составление кроссвордов.
Сочинение математических сказок, игр.
Составление задач
по данному условию.
Слайд 32Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка
Стремиться понять и принять каждого ребёнка
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Проявлять
- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика
Уметь встать на позиции ученика
Сказать НЕТ насмешливому тону!
Уметь вести непринуждённый диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
Слайд 33Учитель должен:
В обучении применять
- опережающее обучение
- различные
формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование
их на разных этапах обучения
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Стремиться к алгоритмизации деятельности
Слайд 34Дифференцированный подход
При закреплении.
При проверке домашнего задания.
При самостоятельной
работе.
Создать на уроке ситуацию успеха:
помочь сильному ученику реализовать свои возможности
в более трудоемкой и сложной деятельности;
слабому – выполнить посильный объем работы.
Слайд 35Обучение в сотрудничестве
Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами
команды и стимулирует желание учиться.
Проектное обучение
Метод проектов рассматривается как
способ
актуализации и стимулирования
познавательной деятельности учащихся.
Слайд 36Разнообразные формы и жанры урока
урок-игра
урок-спектакль
урок-путешествие
урок-детектив
урок-сказка
урок-концерт
урок-картина
“Блиц уроки”
Слайд 37В процессе обучения возникает проблема:
Как быть с родителями таких учащихся?
Слайд 38 Нередко от родителей можно услышать: «Не сделаешь домашнее
задание – не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение с тройками
– не поедешь на море»…
Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул-реакция», что не можем представить себе другой способ мотивирования детей, стимулирования их работы, творчества, достижений.
И, в результате,получаем личность, которая не интересуется ничем, кроме
вознаграждения за свои усилия или
испытывает потребность
в постоянном контроле со стороны .
Слайд 39Самой распространенной формы работы с такими родителями является индивидуальная беседа.
Организация
индивидуальной беседы
родителей и учителя в присутствии ученика.
Слайд 40Родительское собрание
Подкрепляется методическими рекомендациями
и практикумом.
Рекомендация методической
литературы по отдельным
предметам.
Слайд 41Приглашение родителей на уроки с целью:
Определить
интеллектуальный
уровень
ребёнка на фоне
классного коллектива.
Слайд 42Создание коррекционных тетрадей.
Обмен информацией между учителем и родителями об итогах
практических заданий, на определённом этапе обучения.
Совместное выполнение произвольных заданий
по предметам родителя и ученика.
Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления
(задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)
Слайд 43 Психологический тренинг
Индивидуальная работа
со слабоуспевающими и неуспевающими учениками.
Индивидуальная работа психолога с родителями слабоуспевающих
и неуспевающих учеников.
Слайд 44Советы родителям слабоуспевающих учеников:
Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;
Давайте
ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он
мог его выполнить;
Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;
Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка;
Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;
Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника».
Слайд 45Формируйте положительную мотивацию к учёбе;
Никогда не критикуйте учителей в присутствии
детей;
Помогайте ребёнку в случае необходимости;
Никогда не выполняйте задание за
ученика;
Старайтесь привить ребёнку привычку использовать дополнительную литературу, заинтересуйте его;
Хвалите, радуйтесь вместе с ребёнком, когда он получает хорошие отметки;
Поощряйте ребёнка за его успехи;
Держите связь с учителями-предметниками в том случае, если вы сами не можете помочь ребёнку.
Слайд 46Советы классному руководителю по работе со слабоуспевающими детьми:
В начале учебного
года проинформировать учителей -
предметников о наличии слабоуспевающих детей в классе
(на
малом педсовете или в индивидуальной беседе).
Поддерживать связь с психологической службой, учителями -
предметниками, интересуясь уровнем обучаемости учащихся,
темпами их развития, стилем общения с одноклассниками и
преподавателями.
Привлекать родителей слабоуспевающих детей к общественным делам класса.
Вовремя информировать родителей о негативных проявлениях в учебной дисциплине со стороны ученика (пропуски уроков без уважительной причины)
Слайд 47Доводить до сведения администрации (зам. директора по
воспитательной работе, социального педагога)
случаи
нарушения норм и правил поведения в целях современной их
профилактики.
Создать условия
для занятия учащимися достойного места в
коллективе класса через активное включение во внеурочную
деятельность.
Держать на контроле состояние их здоровья.
Стремиться наладить доверительные отношения.
Чаще использовать поощрение нежели наказание для
поддержания веры в свои силы.
Слайд 48
Подводя итог вышесказанному , можно сделать вывод, что при правильном
раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество
уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.
Слайд 49
Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе
с отстающими учениками :
Если есть план индивидуальной работы с отстающими
учениками.
Если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах.
Если ученик получает индивидуальное задание.
Помощь и консультации.
Пересажен с последних парт к более сильному ученику.
Если у него проверяются все письменные работы.
Если ему рассказали и показали, как надо учить уроки.
И спросили за четверть 5-6 раз.