Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
Подготовила: Маляренко Н.А.
Слайд 2ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В самом широком смысле воспитательный процесс – это процесс
социализации, адаптации человека в социуме.
В более узком смысле- это взаимодействие воспитателей
и воспитуемых, нацеленное на формирование и развитие личности последних
Слайд 3Семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими
признаками:
добровольностью вступления в брак
члены семьи связаны общностью быта;
вступлением в брачные
отношения;
стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей
Слайд 4СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Семейное воспитание– целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими,
основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей,
предполагающее их психолого- педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Слайд 5Воспитательный потенциал семьи– совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных
возможностей семьи в воспитании детей, определяющая ее особенностями (типом, структурой,
традициями и др.).
Слайд 6Особенности семейного воспитания:
органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;
непрерывность и длительность
воздействия;
многократность и противоречивость воспитательного воздействия;
интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения
на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
относительная замкнутость;
общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);
взаимная направленность формирующих воздействий.
Слайд 7Принципы семейного воспитания:
целенаправленность,
культуросообразность,
гуманизм,
связь воспитания с жизнью детей и их потребностями,
единство
и согласованность общественного и семейного воспитания,
учет возможностей и особенностей развития
личности ребенка,
единство требования и воспитательных
позиций,
включенность воспитуемого в воспитательное
взаимодействие и деятельность семьи.
Слайд 8Условия семейного воспитания:
семейный быт, уклад;
семейные традиции;
семейные отношения, эмоциональный климат семьи;
общение
и совместная деятельность;
понимание и принятие ребенка;
Слайд 9чувство долга и ответственности за воспитание детей;
педагогическая культура родителей: умение
анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами
психологии и педагогики;
авторитет родителей;
организация
жизненного пространства ребенка.
Слайд 11Типы семейного воспитания ребенка делятся на
гармоничный и дисгармоничные.
Первый подразумевает: взаимную
эмоциональную поддержку; максимальное удовлетворение потребностей всех членов семьи, как взрослых,
так и детей; признание того факта, что ребенок - это личность, и он может сам выбирать свой путь развития; поощрение самостоятельности детей.
В сложных ситуациях проявляется взаимное уважение и действуют равные права родителей и ребенка в принятии решений.
Контроль со стороны родителей носит систематический характер, постепенно маленький член семьи привыкает к самоконтролю.
Поощрения и наказания всегда заслужены и разумны.
Слайд 12Дисгармоничные типы семейного воспитания характеризуются тем, что в разных сферах
жизнедеятельности родители ограничивают ребенка, часто неоправданно.
По части требований здесь может
быть два полярных положения: либо они завышены, либо практически отсутствуют. В последнем случае царит вседозволенность.
Контроль со стороны родителей не там, где нужно, и его недостаточно.
Наказания незаслужены и слишком часты или, наоборот, они отсутствуют
Слайд 13ТИПЫ ДИСГАРМАНИЧНОГО СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ
Эмоциональное отвержение – родители скудны в проявлениях эмоций
к ребенку и очень скоро он также отучается проявлять эмоции
по отношению к ним. Такие дети вырастают замкнутыми, у них чрезвычайно бедная эмоциональная сфера и низкая самооценка.
Жестокое отношение – часто сопровождается эмоциональным неприятием. Жесткость может проявляться как в физическом, так и в психологическом насилии над ребенком. Дети, воспитываемее таким образом, часто демонстрируют нарушения личности и высокий уровень агрессии.
Слайд 14Повышенная моральная ответственность – возложение на ребенка несбывшихся чаяний и
надежд, формальный подход к нему. Эмоциональная сфера таких
детей также бедна,
они теряются в интенсивно эмоционально окрашенных ситуациях.
Противоречивое воспитание – возникает в случае конфронтации по поводу стилей воспитания внутри семьи. Такие дети вырастают тревожными, мнительными, лицемерными.
Слайд 15Гипопротекция - недостаток опеки и контроля, истинного интереса и внимания
к делам ребёнка. В крайней форме - безнадзорность. Часто при
таком типе воспитания дети рано обретают самостоятельность. Очевидные минусы: большой риск попадания под негативное влияние посторонних людей,
Гиперпротекция - другое название - гиперопека. Повышенная опека и контроль, интерес к делам ребёнка принимает болезненный характер.
Слайд 16- Ипохондричность - при таком типе воспитания болезнь выступает смысловым
центром жизни семьи. Обычно это происходит в семьях, где ребёнок
длительное время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Результат - самооценка ребёнка становится неразрывно связана с болезнью.
Слайд 17ГАРМОНИЧНЫЙ ТИП СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Этот тип основывается на любви и понимании.
Любовь-
родители любят ребёнка, проникаются его интересами. Стараются относиться к нему
ровно и справедливо. Заботятся о проявлении инициативы ребёнком, если ребёнок находится в сложной безвыходной ситуации - помогают.
Родители - эмоционально устойчивы, спокойны, рассудительны.
Стиль управления в семье - демократический.
Голос ребёнка учитывается при решении ряда определённых проблем.
Слайд 18Семейное воспитание и семейная педагогика, в зависимости от того, как
родители на эмоциональном уровне воспринимают ребенка и контролируют его, различают
следующие стили воздействия:
авторитетный,
авторитарный,
- либеральный,
- индифферентный
Слайд 19Авторитетный и авторитарный стили.
При авторитетном воспитании мать и отец эмоционально
тепло относятся к детям, но контроль за ними достаточно высок.
Родители
признают и всячески поощряют самостоятельность ребенка. Этот стиль характеризуется готовностью по мере взросления малыша пересматривать требования и правила для него.
Слайд 20Авторитарный стиль выражается низким уровнем эмоционального восприятия детей и высоким
уровнем контроля.
Общение таких родителей с ребенком больше напоминает диктат, когда
все просьбы произносятся в форме приказов, а требования, запреты и правила ни под каким предлогом не меняются.
Слайд 21Либеральный и индифферентный стили.
В семье, где детей принимают тепло эмоционально,
а контроль за ними находится на низком уровне (вплоть до
всепрощения и вседозволенности), царит либеральный стиль воспитания. Требований и правил при этом практически нет, а уровень руководства оставляет желать лучшего.
При индифферентном стиле родители очень мало принимают участия в воспитании, ребенка воспринимают эмоционально холодно, его потребности и интересы попросту игнорируют. Практически отсутствует контроль со стороны отца и матери.
Слайд 22МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.
Убеждение - направлен на формирование сознания. Использование этого метода
является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса
— формирования должного
поведения.
Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.
Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация).
Слайд 23Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся
основой поведения.
В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и
навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма.
Слайд 24Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения,
действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении
положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком.
Слайд 25Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков,
противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы.
Цель этого метода состоит в
том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.
Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства.
Слайд 26Пример – воспитательный метод исключительной силы. Пример дает конкретные образцы
для подражания и тем самым формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует
деятельность.
Психолого-педагогической основой воздействия положительного примера на воспитанника является подражательность и стремление копировать в своем поведении те действия и поступки, которые кажутся значительными и укрепляют достоинство.
Слайд 27Педагогическое требование – это метод воспитания, с помощью которого
взрослый организует детей, включает их в деятельность, умело направляет поведение
своих
воспитанников.
Предъявление требования есть способ непосредственного побуждения к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения.
Предъявление требований сочетается с уважением
к личности воспитанника. Если родители и учителя нетребовательны, то это характеризует их беспечность по отношению к воспитаннику.
Слайд 28ЛИТЕРАТУРА
http://womanadvice.ru/tipy-semeynogo-vospit aniya
http://fb.ru/article/165358/tipyi-semeynogo-vo spitaniya-i-metodyi-vospitaniya-rebenka-sem eynoe-vospitanie-i-semeynaya-pedagogika
http://fb.ru/article/165358/tipyi-semeynogo-vo spitaniya-i-metodyi-vospitaniya-rebenka-sem eynoe-vospitanie-i-semeynaya-pedagogika#i mage605460