педагог-психолог
МБОУ «Иртышская СОШ»
Цегельная Н.Н.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООП.
Слайд 2Цель психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена
государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях
внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Слайд 3Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на
этапе внедрения ФГОС ООО;
Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей,
педагогов;
Слайд 4Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Сопровождение в условиях основной школы: адаптация
к новым условиям обучения;
поддержка в решении задач личностного и
ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
формирование жизненных навыков;
формирования навыков позитивного коммуникативного общения;
профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
профилактика девиантного поведения.
Предпрофильная ориентация.
Сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой.
Слайд 5Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его
психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств
оценки сформированности универсальных учебных действий.
Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям
Слайд 6информационная,
направляющая,
развивающая.
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями:
Слайд 7 широкое оповещении всех заинтересованных лиц о формах и
методах сопровождения.
Информационная функция
Слайд 8согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью
обеспечения координации их действий в интересах ребенка.
Направляющая функция
Слайд 9задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам,
которые становятся службами развития личности ребенка
Развивающая функция
Слайд 10просвещение;
профилактика
диагностика;
Консультация;
коррекционно-развивающая работа.
Формы сопровождения:
Слайд 11Направления работы:
Мотивирование
Подходы и цель
Принятие решения
Планирование
Внедрение новшества в педагогический процесс
Контроль и
коррекция
Слайд 17Мониторинг
Обеспечивает представление о динамике развития и используется для принятия управленческих
решений
Слайд 19Программа
внутришкольного мониторинга
образовательных достижений обучающихся.
программа составлена на
основе методического пособия Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных
учреждений при переходе на ФГОС ООО».
Слайд 20 В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2)
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Слайд 21Цель мониторинга уровня сформированности УУД
получение объективной информации о
состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся
основного общего образования в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Слайд 22Критерии оценки сформированности УУД у обучающихся :
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие
свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся,
отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Слайд 23Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
Слайд 24Аналитический отчет
по результатам социально-психологической адаптации учащихся при переходе в
среднее звено и уровня сформированности УУД
(заполняется на основе данных, полученных
при диагностике по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.)
Слайд 25консилиум
консилиум
I этап (5 класс)
Переход учащегося на новую ступень образования
Слайд 26Познавательные УУД
Тест на оценку сформированности навыков чтения
Тест на оценку самостоятельности
мышления.
из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в
3-6 классах» Л.А. Ясюковой
Определение уровня развития словесно-логического мышления Любовь Переслени, Татьяна Фотекова
Тестирование, 1 раз в год
Слайд 27Личностные УУД
Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн
Модифицированный вариант анкеты
школьной мотивации Н.Г. Лускановой
(Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в
работе школьного психолога. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр./ Отв. ред. И.В. Дубровина)
Слайд 28Личностные УУД
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе
из начальных классов в средние по методике М. Р.
Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»
Анкетирование и тестирование, 1 раз в год
Слайд 29Регулятивные УУД
Личностный опросник Кеттелла
в модификация Л. А.Ясюковой
Тестирование, 1 раз в
год
Слайд 30Коммуникативные УУД
«Изучение периода адаптации учащихся в 5 классе» (по
методике Александровской)
Наблюдение, 2 раза в год
Слайд 31Развивающие программы
О.В.Хухлаева, Тропинка к своему Я: Уроки психологии в
средней школе.
Г.К. Селевко «Познай себя» . Данная программа открывает серию
«Самосовершенствование личности»
Курс психологии И.В. Дубровиной «Психология».
Слайд 32консилиум
Итоговый конси-лиум
II этап (6-8 классы)
Слайд 34Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения
Педагогическая эффективность:
соответствие личности
школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях
внедрения ФГОС.
Слайд 35Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения
Психологическая эффективность:
субъективное ощущение у ученика
комфорта и уверенности в школе;
адекватная самооценка;
сформированностью Я – концепции личности;
оптимальное
развитием его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение.
Слайд 36Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения
Медицинская эффективность:
сохранение психического
и физического здоровья детей.
Слайд 38Психологическая безопасность и комфортность школьной среды
наличие перегрузок у школьников:
физических, эмоциональных, интеллектуальных;
адекватность стрессовых нагрузок;
особенности педагогической коммуникации
Слайд 39Интеллект
МЭДИС
комплект Лубовского
ГИТ
Слайд 40Эмоциональная сфера
- «Домики» Орехова
-«Диагностика тревожности Филипса»
Слайд 41Мотивация
методика М.Р. Гинзбурга модификация Калининой Н. В. , Лукьяновой
М. И.
Слайд 42Самооценка
«Лесенка» Щур
«Линейка» Дембо – Рубинштейн (модификация Прихожан)
Слайд 43Уровень притязаний
методика «Конверты»