Разделы презентаций


Проектные задачи "Проектные задачи как средство формирования регулятивных учебных"

Содержание

В современном обществе востребованными стали такие качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, умение находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, легко адаптироваться в современной социокультурной среде. Поэтому сегодня

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проектные задачи как средство формирования регулятивных учебных
Автор проекта: Крюкова Г.А.

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 33 города Тамбова
Педагогический проект
«Неграмотным

человеком завтрашнего дня будет не тот,
кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться»
 А. Тоффлер
Проектные задачи  как средство формирования регулятивных учебныхАвтор проекта: Крюкова Г.А. учитель начальных классов МАОУ СОШ №

Слайд 2В современном обществе востребованными стали такие качества личности, как самостоятельность,

активность, инициативность, ответственность, умение находить и извлекать необходимую информацию в

условиях ее обилия, легко адаптироваться в современной социокультурной среде. Поэтому сегодня необходимо использовать в обучении такие приемы и методы, которые формируют умение самостоятельно
добывать новые знания, собирать необходимую информацию,
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения,
умение выдвигать гипотезы,
делать выводы и умозаключения.
Добиться всего этого возможно при использовании в практике работы проектной деятельности. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования на начальном этапе обучения проектно-задачной технологии как базовой образовательной технологии формирования УУД в начальных классах.





Актуальность проекта

В современном обществе востребованными стали такие качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, умение находить и извлекать

Слайд 3Противоречия

Противоречия

Слайд 4Проблема  заключается в росте числа младших школьников, испытывающих трудности в общении,

в недостаточном формировании умений самоорганизации учебной деятельности, а значит и

в успешности всего обучения в начальной школе

Проблема  заключается в росте числа младших школьников, испытывающих трудности в общении, в недостаточном формировании умений самоорганизации учебной

Слайд 5Выявление эффективности метода проектных задач для формирования регулятивных универсальных учебных

действий у младших школьников.
Цель проекта
Задачи
Проанализировать нормативные документы, педагогическую и

методическую литературу по теме исследования.
Раскрыть содержание понятия «проектная задача».
Определить особенности и структуру регулятивных универсальных учебных действий.
Подобрать соответствующее методическое обеспечение с использованием проектно-задачной технологии.

Определить содержание диагностических методик и критерии оценки уровня сформированности РУУД у школьников.
Оценить результативность использования метода проектных задач для формирования регулятивных учебных действий младших школьников.

Создать банк проектных задач для 2 класса.
Обобщить опыт, оценить практическую значимость проекта.

Выявление эффективности метода проектных задач для формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.Цель проектаЗадачи Проанализировать нормативные

Слайд 6
Объектом исследования является процесс обучения

решению проектных задач.
Предмет исследования - формирование регулятивных универсальных учебных действий

младших школьников в процессе решения проектных задач..

Объект исследования 

Предмет исследования 

Объектом исследования является процесс обучения решению проектных задач.Предмет исследования - формирование регулятивных

Слайд 7Тип проекта 
по доминирующему методу – исследовательский,


по форме организации

– групповой,
по содержанию – межпредметный,
по продолжительности – 1 год.

Проект рассчитан на детей 7 - 8 лет, 2-3 класс.

Формы организации работы:
комбинированные уроки с применением ЭОР;
деловая игра;
творческие задания;
комплекс проблемных ситуаций;
работа в группах, в парах;
внеклассные занятия.






Тип проекта  по доминирующему методу     – исследовательский, по форме организации

Слайд 8Ведущими педагогическими концепциями (теориями), определяющими методологию данного проекта являются:
концепция

личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, А.С.Белкин, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.В.Сериков).
теория влияния развивающих

методов и приемов обучения на самостоятельность и активность школьников (Ю.К.Бабанский, Л.Г.Вяткин, В.В.Давыдов, И.Я.Лернер, Н.И. Махмутов, И.С.Матрусов, И.С. Якиманская и др.)
теория влияния групповых и индивидуальных форм обучения на формирование самостоятельного мышления учащихся и их познавательных интересов (М.Л.Виноградова, Л.П.Доблаев, Г.И.Железовская, П.И.Липкина, И.Б.Первин, Л.А.Ростовецкая и др.)
проектирование универсальных учебных действий в начальной школе (А.Г.Асмолов).


Теоретико-методологическая
основа проекта

Ведущими педагогическими концепциями (теориями), определяющими методологию данного проекта являются: концепция личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, А.С.Белкин, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя,

Слайд 9Использование ПЗТО позволит сочетать новые и традиционные технологии, даст возможность

для разнообразия форм работы и деятельности учащихся
В результате использования в

обучении проектных задач, учащиеся начнут свободнее ориентироваться в учебном материале, научатся работать с различными видами информации; научатся практически применять знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно и использовать знания для решения проблемных ситуаций, жизненных задач.

Повысится интерес к изучаемым предметам и уровень мотивации учащихся, и как результат повышение качества знаний, результативное участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах.

Учащиеся научатся организовывать свою учебную деятельность: научатся определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий по решению проблемы, работать по составленному плану, инструкции с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, понимать причины возникающих затруднений и искать способы выхода из ситуации.

Ожидаемые результаты 

Использование ПЗТО позволит сочетать новые и традиционные технологии, даст возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихсяВ

Слайд 11Отвечает за содержательное сопровождение решения учащимися проектной задачи; готовит рабочие

материалы.

Организатор

Ведущий

Эксперт

Член жюри

Ролевые позиции учителя

Отвечает за содержательное сопровождение решения учащимися проектной задачи; готовит рабочие материалы. Организатор Ведущий Эксперт Член жюри Ролевые

Слайд 12Деятельность учащихся
Подбор
информации
Обработка
информации




Задания на поиск
информации
(в справочной литературе,


работа с
литературными
первоисточниками);
Задачи с избытком
информации.
Задачи с недостатком
информации
(определить,

каких именно
данных не хватает
и откуда их можно
получить).



Упорядочение
информации,
Составление плана к
тексту.
Подготовка вопросов
к тексту,
Составление диаграмм,
таблиц,
Задания по обобщению
материалов
состоявщихся
дискуссий,
обсуждений,

Подготовка докладов,
сообщений.
Подготовка плакатов,
страниц журнала,
оформление стендов,
стенгазет.
Создание памяток,
макетов.
Построение схем,
диаграмм

Передача
информации

Выводы по теме проектной задачи

Деятельность учащихсяПодбор информацииОбработка информацииЗадания на поиск информации (в справочной литературе, работа с литературными первоисточниками);Задачи с избыткоминформации.Задачи с

Слайд 13целеполагание
коррекция
планирование
контроль
оценка
саморегуляция
прогнозирование
Регулятивные УУД

целеполаганиекоррекцияпланированиеконтрольоценкасаморегуляцияпрогнозированиеРегулятивные УУД

Слайд 14В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые

отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:
Умение учиться и

способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
преодоление импульсивности, непроизвольности;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладения);
формирование основ оптимистического восприятия мира.

Структура регулятивных УУД

В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного

Слайд 15
принятие задачи (при этом задача принимается адекватно);
помнить и удерживать

правило, инструкцию во времени;
планировать, контролировать и выполнять действие по

заданному образцу и правилу;
предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки;
контроль и коррекция (при этом сопоставляется план и реальный процесс, осуществляется поиск ошибок и их исправление);
оценка (констатация достижения поставленной цели);
начинать и заканчивать действие в нужный момент;
тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Критериями сформированности
у учащегося РУУД выступают следующие умения:

принятие задачи (при этом задача принимается адекватно); помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и

Слайд 18Предметные
«Путешествие в страну Считалкино»
«Путешествие в страну Грамотеев»
«Настоящий друг» (литературное

чтение)
«Маршрут» (математика)
«Геометрические фигуры»
«Иллюстрированное пособие» (русский язык)
«Пейзаж-настроение» (изо)
«Ковер» (математика)
«Издательство Цветочного

города» (русский язык)
Новости программы «Вокруг света» (русский язык)
Как рождается герой (литературное чтение)
«Танграмм» (математика)
Межпредметные
«Правила личной безопасности» (окружающий мир, литературное чтение, изо)
«Путешествие Айболита»
«Как Петя страну от Змея Горыныча спас» (пожарной безопасность)
«Издание детского литературного журнала «В мире собак».
«Спасти учёного кота»

Проектные задачи 

Предметные«Путешествие в страну Считалкино» «Путешествие в страну Грамотеев»«Настоящий друг» (литературное чтение)«Маршрут» (математика)«Геометрические фигуры» «Иллюстрированное пособие» (русский язык)«Пейзаж-настроение»

Слайд 21Использование ЭОР 

Использование ЭОР 

Слайд 24Анкетирование родителей учащихся
Групповая и индивидуальная
самооценка
Тестирование учащихся
Экспертная оценка коллег
Диагностические методики
Диагностика


эффективности
проекта

Анкетирование родителей учащихся Групповая и индивидуальнаясамооценкаТестирование учащихсяЭкспертная оценка коллегДиагностические методикиДиагностика эффективности проекта

Слайд 25Фрагмент экспертного листа

Фрагмент экспертного листа

Слайд 26Оценочный лист сформированность метапредметных образовательных результатов 

Оценочный лист сформированность метапредметных образовательных результатов 

Слайд 27Экспертный лист оценки работы при решении ПЗ 

Экспертный лист оценки работы при решении ПЗ 

Слайд 28Методика «Островитянское письмо» (По Эльконину Д.Б., Воронцову А.Б.)
«Диктант для робота»

(М.П. Романеева, Л.А. Суховерша, Г.А. Цукерман) (диагностика формирования действий контроля,

оценки и рефлексии)
Методика «Ковёр» (Овчарова Р.) (сформированность навыков группового взаимодействия)
Методика «Почтальон» А.З. Зака (диагностика развития мышления, умений работать по инструкции и составлять внутренний план действий использовалась решение задач в наглядно-образном плане)
Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А. Ю. Панасюк) 
Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной)
Методика диагностики уровня сформированности действия рефлексии (А. 3. Зак)
Методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий/способности решать задачи в уме (А. 3. Зак)



Диагностика уровня развития РУУД

Методика «Островитянское письмо» (По Эльконину Д.Б., Воронцову А.Б.)«Диктант для робота» (М.П. Романеева, Л.А. Суховерша, Г.А. Цукерман) (диагностика

Слайд 29Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)
Цель:

выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Уровни сформированности внимания: (пропущено ошибок)
-

0 – 2 – высший уровень внимания,
3 – 4 – средний уровень внимания,
более 5 – низкий уровень внимания.

Диагностика уровня развития РУУД

Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.Уровни сформированности

Слайд 30Увеличилось количество детей, имеющих третий уровень (с 16 % до

32 %), уменьшилось число учащихся, имеющих первый (с 36 %

до 20 %) и второй (с 48 % до 42 %) уровни сформированности атрибуции.
Это дает основание утверждать, что проведенная работа по формированию регулятивных УУД, дает положительные результаты

«Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. (Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)»
Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

Диагностика уровня сформированности РУУД

Увеличилось количество детей, имеющих третий уровень (с 16 % до 32 %), уменьшилось число учащихся, имеющих первый

Слайд 31Уровни сформированности компонентов учебной деятельности
на начало и конец проекта


(методика Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
 

Уровни сформированности компонентов учебной деятельности на начало и конец проекта (методика Г.В. Репкина, Е.В. Заика) 

Слайд 32Уровни мотивации:
На начало проекта: - низкий– 16 %

- средний– 44 %
- высокий– 32 %
- очень высокий - 0 %

На конец проекта: - низкий– 4 %
- средний– 28 %
- высокий– 60 %
- очень высокий - 8 %

По методике Г. И. Казанцевой на конец проекта были получены следующие результаты :
активно-положительное отношение к учению у 60 %;
положительное отношение у 40 %;
безразличное отношение у 0 % обучающихся.


Следовательно: в результате работы над проектом повысилась доля учащихся с активно-положительным и положительным отношением к учению, а также значительно повысился уровень мотивации учащихся.
Мотивы, определяющие положительное отношение к учению в целом – практически значимые, личностные.

Изучение отношения к учебным предметам
(по методике Г.И.Казанцевой)

Уровни мотивации: На начало проекта:  - низкий– 16 %

Слайд 33Результативность
Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы.
Результаты диагностики

подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности РУУД, а именно: у

учащихся улучшились навыки целеполагания, планирования , контроля, оценки.
У учащихся сформированы первоначальные навыки и умения проектной деятельности, учебные умения по обработке и представлению информации.
Приобрели навыки основ проектной деятельности.
В результате использования в обучении метода проектных задач учащиеся
начали свободнее ориентироваться в учебном материале, учатся выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать;
учатся видеть проблемы за пределами одного предмета, самостоятельно находить пути решения проблемы, отстаивать свою точку зрения;
расширяется кругозор и интеллектуальное развитие учащихся;
Повысился уровень общеучебных умений и навыков: рефлексивные умения, поисковые умения, навыки оценочной самостоятельности.
Подобраны методики диагностики уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.

Результативность Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы.  Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности РУУД,

Слайд 34 Решение проектных задач даёт и важный воспитательный эффект:
Обычно замкнутые дети

в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее.
Дети работают увлеченно.
Дети

учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

Результативность

Решение проектных задач даёт и важный воспитательный эффект:Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Дети

Слайд 35Участие в конкурсах и олимпиадах.
Учащиеся класса –активные участники школьных олимпиад,

международного математического конкурса –игры «Кенгуру» и конкурсов «Русский медвежонок», «Ребус»,

интеллектуального марафона «Эрудит», дистанционных олимпиад «Лисенок», «Кириллица», «Инфознайка», «Уникум», «Олимпис», Центра дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ», олимпиад и викторин проектов VIDEOUROKI.NET, МИНОБР.орг.
Участие в конкурсах и олимпиадах.Учащиеся класса –активные участники школьных олимпиад, международного математического конкурса –игры «Кенгуру» и конкурсов

Слайд 37Вывод по итогам работы над проектом
Метод проектных задач привлекателен, так

как он личностно-ориентирован, использует множество дидактических подходов, способствует активизации познавательной

деятельности и повышает интерес учащихся к учебному труду.

В проекте осуществлялась разнообразная самостоятельная деятельность учащихся, которая формирует навыки самообразования, исследовательские умения. У учащиеся улучшились навыки работы с различными информационными источниками.

Проектно-задачная деятельность позитивно отразилась на развитии регулятивных способностей учащихся.

Деятельность по проекту представляется мне успешной,
так как поставленная цель достигнута.

Вывод по итогам работы над проектомМетод проектных задач привлекателен, так как он личностно-ориентирован, использует множество дидактических подходов,

Слайд 38Трудности в осуществлении проекта

Трудности в осуществлении проекта

Слайд 39Перспективы
Дальнейшая систематическая непрерывная работа с использованием проектных технологий.
Продолжить работу

над созданием учебно-методической копилки.
Распространение опыта своей работы среди коллег.
Расширение состава

диагностических методик для определения уровня сформированности РУУД школьников.
Поиск дополнительных критериев оценки полученных результатов.




Распространение результатов

Участие в школьном семинаре «Инновационные формы проведения уроков».
Выступление на школьном МО «Проектная деятельность в начальной школе».
Участие в неделях педагогического мастерства.
Участие в форумах в сети Интернет.

Перспективы Дальнейшая систематическая непрерывная работа с использованием проектных технологий.Продолжить работу над созданием учебно-методической копилки.Распространение опыта своей работы

Слайд 40Федеральный стандарт начального общего образования.
Федеральный Закон №273 от 29 декабря

2012г.«Об образовании в Российской Федерации».
Воронцов А.Б. и др. Проектные задачи

в начальной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с
Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) / А. Б. Воронцов. – М. : Издатель Рассказов А.И., 2012. – 223 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
Сафонова, Т. В. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т. В. Сафонова, И. А. Чумакова // Интеграция образования. — 2012. — № 2.
Сборник проектных задач. Начальная школа: Пособие для учит. / Под ред. А.Б.Воронцова. – В 2-х вып. – М.: Просвещение, 2012.
Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2012.
Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012.
Чумакова И.А. Проектная задача как инструмент измерения уровня сформированности универсальных учебных действий младшего школьника: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. № 3 / том 18 / 2012
Диагностика РУУД https://docs.google.com/document/d/1wbDKP5ivYYseWf_4CoCacm_9_E1bhidOfzmFQFm_SQU/edit?pli=1
http://school-collection.edu.ru http://fcior.edu.ru/ http://www.eor-np.ru

Информационные ресурсы

Федеральный стандарт начального общего образования.Федеральный Закон №273 от 29 декабря 2012г.«Об образовании в Российской Федерации».Воронцов А.Б. и

Слайд 41Меняется мир непрерывно, неспешно.
Меняется всё – от концепций до слов.
И

тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться

готов.

Меняется мир непрерывно, неспешно.Меняется всё – от концепций до слов.И тот лишь сумеет остаться успешным,Кто сам вместе

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика