Слайд 1Социальное проектирование как инструмент продуктивного образования.
Слайд 2Методика работы коллектива класса по проекту
1 стадия.
Подготовка учащихся к работе над проектом.
Роль педагога:
рассказать о специфике проекта
, его возможностях решения важных проблем в своей местности (школе, микрорайоне, городе)
выяснить желание ребят участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.)
Слайд 3Помощники педагога
взрослые (родители,
работники СМИ и др.)
поделиться жизненным опытом
подсказать учащимся
источники информации по проблеме
предоставить телефоны должностных лиц
завязать контакты
с компетентными людьми местного сообщества, экспертами
Слайд 4Социальный проект помогает учащимся понять, что в их возрасте уже
можно что-либо изменить, если не в мире, то в своем
дворе, школе, микрорайоне, городе...
Слайд 5 Программа действий участников социального проекта
расширяет знания
учеников о сложностях и взаимосвязях окружающей действительности,
развивает их навыки,
углубляет осознание того, как важно в обществе гражданское участие, выполнение гражданского долга.
Слайд 6 Девизом проектной деятельности могут служить слова:
"Помогая окружающим,
Вы помогаете,
прежде
всего, себе!"
Слайд 72 стадия.
Выбор проблемы.
Детально проанализировать широкий спектр вопросов,
которые значимы для данной территории (дворе, школе, микрорайоне, городе) и
требуют своего решения.
Слайд 8Нецензурная речь на улицах города
Экология
Благоустройство
Социальная незащищенность
Экономическое развитие
Демографический кризис
Слайд 9Форма выявления и анализа проблемы
Фамилии членов группы ____________________
Дата _________________________________
Проблема ______________________________
Считаете ли
Вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для Вашей
местности? Почему? Какие органы власти ответственны за ее решение? Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы?
Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:
какова ее эффективность?
каковы ее недостатки?
каким образом ее можно совершенствовать?
Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органы власти?
Где можно получить информацию по данной проблеме?
Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района города, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы?
Слайд 10Формы обсуждения ответов:
проведение социологического исследования определенного контингента корреспондентов,
интервью с
родителями, родственниками, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают
о проблемах местного сообщества и как они относятся к ним,
экскурсию учащихся по своему району или городу с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени,
анализ материалов средств массовой информации, который по обилию публикаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, которая до сих пор пока не решается на данной территории.
Слайд 11Критерии выбора проблемы:
посильность задачи для школьной команды.
ее соответствие возрасту
и возможностям учеников,
сумме затрат на реализацию проекта,
ожидаемые результаты.
Слайд 12Каждый выбор достоин уважения.
Искренность твоей заботы - в делах!
Слайд 13Активный выбор проблемы
(учащиеся дискутируют, оценивают предложения одноклассников, определяются с
выбором)
Почему данная проблема приобрела особую актуальность?
Какое влияние оказывает
она на окружающее социальное пространство?
Почему проблема, признанная особенно острой до сих пор оставалась нерешенной?
Что можно узнать об этой проблеме из СМИ?
Можно ли ее решить посредством общественной политики?
Как можно решить проблемы, изменив уже существующие на данной территории программы?
Слайд 143 стадия
Сбор информации
(класс делится на исследовательские группы)
Одна группа
может провести социологические исследования среди различных категорий населения по поводу
их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.
Вторая - занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения.
Третья группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами для получения взвешенной, аналитической информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.
Итог работы - всеобъемлющая доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
Слайд 15Источники информации
Средства массовой информации
Библиотеки
Научные работники, преподаватели ВУЗов, учителя
Юристы
Административные органы
Законодательные органы
Слайд 16Получение информации по проблеме:
После письменного или телефонного обращения к конкретному
лицу попросите его ответить на следующие вопросы:
насколько важна эта проблема
в городе или районе?
насколько она значима в масштабе региона или страны?
почему эта проблема должна рассматриваться органами власти?
должен ли кто-либо еще нести ответственность за решение этой проблемы? Почему?
насколько разработано законодательство для решения данной проблемы?
если существующий закон позволяет решить проблему, то в полной ли мере реализуется? Если не в полной мере, то почему?
какие разногласия по этой проблеме или способам её решения существуют в вашем городе, поселке, селе?
какие слои населения, группы или организации выражают интерес к данной проблеме?
и) как они пытаются повлиять на органы власти для реализации их подходов в решении проблемы?
Слайд 174 стадия.
Разработка собственного варианта решения проблемы.
обработка и систематизация полученного
материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.
актуальность и важность
данной проблемы для района, города, области;
информация о различных подходах к решению данной проблемы;
юридическая база решения проблемы;
программа действий, которую избрал класс;
разработка варианта реализации своей программы с элементами моделирования принятия позитивного решения конкретной властной структурой.
Слайд 18Петиция
______________________________________________
(название петиции)
Петиция от: ________________________________
Адресована _______________________
Мы, ниже подписавшиеся, хотели бы привлечь
Ваше внимание к следующей проблеме с рекомендацией:
__________________________________
Согласны следующие граждане города:
Слайд 19Выработка собственного варианта решения проблемы
Подходы
Стратегический
Тактический
Слайд 20Стратегический подход
1 .Выбор наиболее приемлемой стратегии, метода реализации проекта.
2.Анализ
проекта с позиции (тест на реальность)
а) эффективности;
б) посильности;
в) общественной
приемлемости;
г) законности.
Слайд 21Тактический подход
1. «Мозговой штурм» составления списка тактических приемов, шагов,
наполняющих стратегию решения проблемы.
2. Обсуждение приемов, шагов, выбор наиболее приемлемых.
3. Структурирование, составление плана действий на основе планируемого круга мероприятий.
Слайд 225 стадия. Реализация плана действий команды учащихся
Акции учащихся
письменные обращения
в исполнительные и законодательные органы
передача своих предложений в СМИ,
общественные организации
подключение к работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов
проведение трудовых акций
сбор средств
организация фестивалей
Слайд 236 стадия.
Подготовка к защите проекта.
портфель документации класса
демонстрационный
раздел
документальный
раздел
Слайд 247 стадия. Презентация проекта.
устная защита проекта, где учащиеся представляют и
обосновывают логику и эффективность своего проекта.
Слайд 258 стадия. Рефлексия.
анализ самими учащимися стадий подготовки проекта
и его представления на конкурсе:
разбор проделанной работы,
определяются встретившиеся трудности,
происходит
оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников,
выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления.
Слайд 26Вопросы учащимся:
Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?
Чему
научился весь класс в процессе разработки проекта и составления портфолио
класса?
Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?
Каковы преимущества работы команды?
Что вами сделано хорошо?
В чем вы видите недоработки команды?
Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?
Слайд 27Критерии
объективной оценки портфолио
Убедительность:
Пакет документов действительно убеждает, что выбранная классом
проблема актуальна?
Напрямую ли предлагается программа связи с решением насущной проблемы?
Объясняется
ли в представленном портфолио почему общественность может поддержать этот проект?
Практичность:
Насколько предлагаемая программа реалистична?
Реальны ли мероприятия по выполнению программы?
Координация:
Как четыре раздела портфолио сочетаются между собой, не дублируя информацию?
Как документы портфолио подтверждают логику материалов стендов для показа?
Слайд 28
Социальный проект.
ДЕТИ И ДОРОГА
Организация работы среди учащихся школы №
76
по предупреждению детского травматизма на дорогах города.
Авторы:
учащиеся 7 «Б» класса.
Консультанты проекта:
Семяшкина О.С.,
классный руководитель;
капитан милиции Козлов Ю.В.
капитан милиции Семяшкин А.В.,
старшие государственные инспектора
ГИБДД ОВД города Лесного
Слайд 30Отчет ГИБДД г. Лесного за 2005 год.
В каждой школе города
ПДД изучаются на уроках ОБЖ, часто проводятся встречи с сотрудниками
ГИБДД.
В дорожно-транспортных происшествиях пострадало 7 несовершеннолетних участников дорожного движения, из них 3 человека – по вине водителей автомобилей, 4 ребенка нарушили правила дорожного движения.
В школы города были направлены представления на 91 учащегося, нарушившего ПДД, из них на учащихся школы № 76 – 53 заявления, в том числе на 2 учащихся нашего класса.
Травматизм детей растет.
Слайд 31Особенность расположения здания школы - его нахождение между основными дорогами
(улицы Мира и Юбилейная).
Юбилейная
Слайд 32
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
НА ДОРОГАХ ГОРОДА?
Цель проекта:
организовать среди учащихся школы № 76 просветительскую
работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах города.
Слайд 33Задачи проекта:
Изучить состояние проблемы, имеющийся опыт работы, практику по
данному направлению
Провести социологические исследования среди учащихся школы и водителей –
профессионалов.
Привлечь к решению данной проблемы учащихся школы, их родителей, классных руководителей и общественности.
Изучить основные правила поведения пешехода на дороге по гл. 4 ПДД, группы дорожных знаков и их назначение.
Ознакомиться с учебными материалами по теме, представленными в учебниках ОБЖ.
Подготовить для учащихся школы наглядный учебный материал и схему безопасного подхода к зданию школы.
Продумать и подготовить внеклассные мероприятия, направленные на воспитание у учащихся устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения, развивающие личностные качества: (ответственность, внимательность, дисциплину), способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Использовать возможности средств массовой информации, в том числе школьной газеты «Ритм» для решения данной проблемы.
Слайд 34Управление и кадры
Разработкой, управлением и внедрением проекта занимаются учащиеся 7
«Б» класса школы № 76 под руководством одноклассников
Балабановой Анны,
Нечкиной Екатерины,
Сметаниной Карины
Шишканова Михаила
с привлечением консультантов
- в лице классного руководителя Семяшкиной Оксаны Сергеевны,
-педагога-организатора ОБЖ школы Киченко А.В.
-сотрудников ГИБДД Козлова Ю.В. и Семяшкина А.В.
Для учащихся 7 «Б» класса была организована подготовка по правилам поведения пешехода на дороге по гл. 4 ПДД, по изучению групп дорожных знаков и их назначения, а также ознакомлению с игровыми технологиями.
Слайд 36Этап № 1.
На первом этапе работы (декабрь 2005 года)
ребята, вошедшие в группу «Аналитики» (Антропова Анна, Сметанина Карина, Уфимцев
Олег, Шабанов Никита), ознакомились с материалами методических изданий для учителей ОБЖ, обратились к сотрудникам ГИБДД (капитану милиции Козлову Ю.В. и капитану
милиции
Семяшкину А.В.),
составили анкеты для
учащихся школы и
водителей –
профессионалов ЭХП,
ц. 13.
Слайд 37Социологическое исследование.
Цель анкеты для юных пешеходов: выяснить,
- чувствует ли
ребенок ответственность за безопасность на дороге;
- достаточно ли ученику
имеющихся у него знаний ПДД для того, чтобы чувствовать себя в безопасности на дороге;
- соблюдает ли школьник законы ПДД, по каким причинам он нарушал ПДД;
- способен ли школьник предупредить и преодолеть опасную ситуацию;
- в какой форме учащийся хотел бы получать новые сведения о ПДД.
Слайд 38Итог работы группы «Аналитики»
по анкете для юных пешеходов.
Слайд 39Формы занятий, в которых учащиеся хотели бы получать сведения о
ПДД:
На уроках ОБЖ в интересной, активной форме (85 чел.)
После уроков
в форме игры с привлечением учащихся других классов(78 чел.)
На классных часах с классными руководителями в игровой форме (49 чел.)
В беседах с сотрудниками ГИБДД, на примерах конкретных ситуаций на дорогах города (87 чел.)
Вывод:
одной из причин, по которой учащиеся не знают ПДД – неинтересное, скучное преподнесение теоретического и практического материала по данному вопросу.
Слайд 40Итог работы группы «Аналитики»
по анкете для водителей.
Цель викторины для
водителей – профессионалов:
выяснить причины детского дорожно-транспортного травматизма.
Основные причины детского дорожно-транспортного травматизма:
дети плохо знают правила дорожного движения,
на проезжую часть переносятся привычки, навыки наблюдения, приобретенные в быту:
- Выбегать на дорогу, не глядя из-за предмета.
- Небрежно смотреть по сторонам.
- Начинать движение, не оглядевшись.
- Оценивать обстановку без поворота головы.
- Отступать, делать шаг назад не глядя.
- Оглядываться, когда позовут.
- Двигаться бегом, непрерывно, не останавливаясь.
- Двигаться по кратчайшему пути.
- Совмещать движение с оживленной беседой.
- Спешить.
Следовательно, разработчикам проекта необходимо в интересной, доступной для учащихся, игровой форме отрабатывать навыки безопасного поведения на дорогах города.
Слайд 41Этап № 2.
Исходя из полученных результатов, группа «Теоретики» (Колесин
Евгений, Нечкина Катя, Игумнова Катя, Банникова Люба, Валиева Олеся)
спланировала
работу
второго
этапа декабрь
– январь
2005года).
Слайд 42Этап № 2.
- Ознакомились с гл. 4 Правил дорожного
движения «Обязанности пешеходов», с группами дорожных знаков и их назначением.
-
Изучили материалы учебников ОБЖ и убедились, что ПДД изучаются только в 1 – 6 классах, при этом в старших классах к ПДД обращаются только во время бесед с сотрудниками ГИБДД.
- Подготовили наглядный учебный материал для использования на уроках по изучаемым темам.
- Рассмотрели особенности движения транспорта и пешеходов в районе МОУ «СОШ № 76», составили схему дорог вокруг школы и безопасного подхода к зданию, разработали Памятку «Опасности, подстерегающие меня по дороге в школу», которую каждый ребенок заполняет индивидуально с помощью родителей.
- Разработали Памятки юного пешехода для каждого учащегося и для классных уголков.
- Совместно с учителем ОБЖ и инспекторами ГИБДД составили игровое тестирование для 1 – 7 классов.
третьем этапе (январь – февраль 2005 года), используя статистические данные
и теоретические сведения, печатные издания, совместно с «Теоретиками» и «Аналитиками» группа «Творцы» (Мутыхляева Полина, Девятирикова Виолетта, Сметанина Карина, Балабанова Анна,
Потапова София), с учетом
плана УВР школы, предложила
и подготовила
творческие мероприятия,
направленные на воспитание у
учащихся устойчивого навыка
наблюдения в различных
ситуациях
дорожного движения.
Слайд 44Творческие мероприятия
При содействии сотрудников ГИБДД мы распечатали
яркие, заметные, легко воспринимаемые плакаты, которые решили расположить на информационном
стенде школы.
Через школьную газету «Ритм» объявили о начале акции, в которой смогут участвовать учащиеся всех классов школы.
Организовали агитбригаду «Светофор» и подготовили интересное, игровое выступление, в целях обозначения для учеников школы существующей проблемы.
Слайд 45Творческие мероприятия по отработке навыков безопасного поведения на дорогах города:
Дорожное
путешествие. (Игра для 1 – 4 классов).
Дорожный марафон. (Игра для
5 – 7 классов).
Инспектор ДПС. (Игра для 8 – 9 классов).
Дорожное лото. (Игра для 1 – 9 классов).
Конкурсы рисунков, плакатов по ПДД (1 – 9 классы).
Конкурс текстов – обращений детей к водителям автотранспорта (1 – 9 классы).
- В последних двух конкурсах предполагается участие детей совместно с родителями.
- О результатах мероприятий будем информировать учащихся и родителей через школьную газету «РИТМ» и родительские собрания. Через сотрудников дорожно-патрульной службы предполагаем распространение листовок – обращений учащихся к автомобилистам, нарушающим ПДД.
Слайд 46На данном этапе по реализации проекта
группа «Теоретики» предоставила наглядный учебный
материал для использования на уроках ОБЖ, классных часах,
составили схему безопасного
подхода к зданию школы;
разработали Памятки юного пешехода для каждого учащегося и классных уголков;
оформили Памятку «Опасности, подстерегающие меня по дороге в школу»;
составили игровое тестирование для учащихся 1- 7 классов по проверке уровня усвоения теоретических знаний по правилам дорожного движения,
достигнута договоренность с сотрудниками ГИБДД о проведении бесед с учащимися и их родителями.
Реализация нашего проекта совпадает по времени со школьной
неделей математики, поэтому мы предлагаем учителям-
предметникам учебный материал по решению математических задач, связанных с правилами дорожного движения (по параллелям 1 – 9 класс)
Слайд 47Этап № 4.
Проведение творческих мероприятий для учеников и родителей
по пропаганде безопасного поведения на дорогах города.
.
Слайд 48Формирование бюджета проекта.
В ходе подготовки проекта осуществлена файндрайзинговая кампания по
привлечению материальных и финансовых ресурсов.
Так как данный проект мы
планируем осуществлять в рамках воспитательной системы школы, для печати и распространения плакатов, анкет, обращений, памяток, тестов, дорожных азбук, грамот – календарей предполагается использовать школьное оборудование: компьютер, проектор, экран, принтер, сканер, копировальный аппарат, о чем получено согласие администрации школы. Значит, часть финансовых расходов покрывается за счет использования материально-технических средств, которыми на сегодня располагает школа.
Расходы (1 – 9 класс)
Слайд 49Этап № 5.
Этап промежуточного контроля
(май- сентябрь 2006года).
Проведение анкетирования
среди учащихся школы и анализ городской статистики дорожно-транспортных происшествий с
участием детей и подростков с целью
корректировки и проверки результативности работы
участников проекта.
Слайд 50Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта к активной
деятельности по проблеме будут привлечены 25 учащихся 7 «Б» класса
и другие ученики 1-9 классов школы. Будут проведены дополнительные консультации для классных руководителей и школьников по вопросам организация работы среди учащихся школы № 76 по предупреждению
детского травматизма на дорогах города.
Дальнейшее развитие проекта.
Разработки данного проекта могут быть
использованы во время летней
оздоровительной кампании:
в городских и загородных детских
лагерях.
сотрудничеству!!!
Желаем здоровья!
Слайд 52Литература.
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие
для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.
Альбом
– задачник. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. 1 – 3 Кл. – М.: «Вентана - Граф». – 1996.
В лучах светофора / Ред.-сост. Л.И.Жук – МН.: Изд. ООО «Красико-Принт». – 2003.
Дынько А.В. 600 практических советов опытного водителя. – М.: ТИД Континент – Пресс. – 1999.
Казаков В.И. Дорожно-транспортная безопасность школьников. – Екатеринбург. – 2002.
Комлева Л.А. Дети и дорога. – Каменск - Уральский: Калан, - 1997.
Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2000. № 8. – С.13 – 16.
Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 2 – 3 Кл. – М.: Дрофа. – 1996.
Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для 3 класса. – Екатеринбург. – 1997.
Уроки по правилам дорожного движения в 5 – 9 классах. – Оренбург. – 1997.
Эйгель С. Правила дорожного движения. – М.: «ЭКСМО - ПРЕСС». – 2001.