Слайд 1Особенности адаптации первоклассников к школе
Подготовил:педагог-психолог
Гарбуз Олеся Владимировна
Слайд 2Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.
Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.
Слайд 3К физиологической адаптации относят несколько этапов:
«Острая адаптация» (первые 2 –
3 недели). Это самый тяжелый период для ребенка. В этот
период организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем, в результате чего в сентябре ребенок подвержен заболеваниям.
Неустойчивое приспособление. В этот период ребенок находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.
Период относительно устойчивого приспособления. В этот период организм ребенка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Слайд 4Нарушение адаптации зависит от нескольких факторов:
Недостаточность подготовки ребенка к школе;
Длительная
депривация;
Соматическая слабость ребенка;
Нарушение формирования отдельных психических функций;
Нарушение познавательных процессов;
Нарушение формирования
школьных навыков;
Двигательные нарушения;
Эмоциональные расстройства;
Общительность и социализация.
Слайд 5Особенности адаптации к школе первоклассника, уровни адаптации к школе
Слайд 6Высокий уровень адаптации.
Ребенок хорошо приспосабливается к новым условиям, положительно
относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал, находит
общий язык с одноклассниками, прилежно учится, слушает объяснения учителя, проявляет большой интерес в самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет домашние задания и т.д.
Слайд 7Средний уровень адаптации.
Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный
материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается
только тогда, когда ему интересно, выполняет добросовестно общественные поручения, дружит со многими одноклассниками.
Слайд 8Ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье,
часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал,
отвлекается на уроках, не регулярно выполняет домашние задания, при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя, не ладит с одноклассниками, общественные поручения выполняет под руководством, пассивен.
Слайд 9Проблема адаптации в школе первоклассника – причины и признаки дезадаптации
Слайд 10Расстройства психики:
Нарушение сна;
Плохой аппетит;
Усталость;
Неадекватное поведение;
Головные боли;
Тошнота;
Нарушение темпа речи и т.п.
Невротические
расстройства:
Энурез;
Заикание;
Неврозы навязчивых состояний и т.п.
Астенические состояния:
Снижение массы тела;
Бледность;
Синяки под глазами;
Низкая
работоспособность;
Повышенная утомляемость и т.д.
Снижение сопротивляемости организма к окружающему миру: ребенок часто болеет. Как повысить иммунитет?
Снижение учебной мотивации и самооценки.
Повышенная тревожность и постоянное эмоциональное напряжение.
Слайд 11Как помочь ребенку адаптироваться в школе: рекомендации для родителей
Слайд 12Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе. Покупайте вместе канцтовары,
тетрадки, ученики, организовывайте рабочее место и т.п. Ребенок должен сам
осознать, что в его жизни происходят видимые изменения. Превратите подготовку к школе в игру.
Слайд 13Составьте распорядок дня. Сделайте расписание наглядным и четким. Благодаря расписанию
ребенок будет чувствовать себя уверенным, и ничего не будет забывать.
Со временем первоклассник научится без распорядка распоряжаться своим временем и лучше адаптируется к школе.
Слайд 14Самостоятельность. Чтобы адаптироваться к школе, ребенок должен научиться быть самостоятельным.
Не нужно, конечно, с первых дней отправлять ребенка в школу
одного – это не проявление самостоятельности. А вот собирание портфеля, выполнение домашних заданий и складывание игрушек – это самостоятельность.
Слайд 15Игры. Первоклассник – это, прежде всего, ребенок и ему необходимо
играть. Игры для первоклассников – это не только отдых, но
и смена деятельности, из которой он может узнать много нового и полезного об окружающем мире.
Слайд 16Авторитет учителя. Объясните первокласснику, что учитель – это авторитет, который
много значит для ребенка. Ни в коем случае не подрывайте
авторитет учителя перед ребенком, если Вас что-то не устраивает, поговорите напрямую с учителем.