Слайд 1Педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках
чтения
Выпускная квалификационная работа
Бабушкиной Натальи Александровны
Научный руководитель:
ст. преподаватель кафедры СП и
МО
Кучина Е.Н.
Слайд 2Цель исследования
теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность коррекционных
упражнений на уроках чтения, направленных на развитие внимания младших школьников
с нарушением интеллекта.
Слайд 3Объект исследования
внимание младших школьников с нарушением интеллекта.
Слайд 4Предмет исследования
педагогическая коррекция внимания умственно отсталых учащихся на уроках
чтения
Слайд 5Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме педагогической коррекции внимания при
умственной отсталости.
2. Выявить особенности внимания младших школьников с нарушением
интеллекта.
3. Разработать систему коррекционно - развивающих упражнений для коррекции внимания при умственной отсталости на уроках чтения.
4. Изучить влияние уроков чтения на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
5. Разработать рекомендации для педагогов по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения и коррекции его недостатков.
Слайд 6Гипотеза исследования
педагогическая коррекция внимания умственно отсталых младших школьников будет
происходить успешно, если будет организовано систематическое использование упражнений на развитие
внимания на уроках чтения, а также упражнения будут отобраны адекватно возрасту детей.
Слайд 7Внимание
это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на
каком-либо объекте восприятия (А.В. Петровский).
это направленность психики (сознания) на
определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности (Рубинштейн С.Я )
это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека (Н.Ф.Добрынин)
Слайд 8Функции внимания:
отбор значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности воздействий
и торможение других, несущественных, побочных, конкурирующих воздействий;
удержание данной деятельности до
тех пор, пока не завершится познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель;
регуляция и контроль протекания деятельности.
Слайд 9Виды внимания:
непроизвольное - пассивное, само собой возникающее внимание
произвольное
- активное, волевое, сознательно регулируемое сосредоточение на объекте
послепроизвольное - вызывается
через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес
Слайд 10Свойства внимания:
Объем внимания
Устойчивость внимания
Концентрация внимания
Распределение внимания
Переключение внимания
Слайд 11Нарушения внимания:
отвлекаемость
рассеянность
чрезмерная подвижность
инертность
Слайд 12Значение внимания
Управляя вниманием, - писал Л.С. Выготский, - мы
берем в свои руки ключ к образованию и к формированию
личности и характера»
Слайд 13Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Умственная отсталость –
это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникающее вследствие органического
поражения коры головного мозга (Выготский Л.С.)
Младшие школьники с умственной отсталостью имеют малый объем, низкую устойчивость и концентрацию внимания. Функции распределения и переключения внимания ослаблены.
Слайд 14Педагогическая коррекция на уроках чтения
Педагогическая коррекция - система специальных
педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных
детей, сориентированных не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности данной категории детей
Главным принципом обучения чтению является принцип коррекционной направленности
Слайд 15Функции уроков чтения
Образовательная
Коррекционно-развивающая
Воспитательная
Слайд 16Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта по методике
№1 «Отыскивание чисел (таблицы Шульте)» (констатирующий эксперимент)
Уровень объема внимания
Очень высокий
уровень- 0 учащихся
Высокий уровень – 0 учащихся
Средний уровень – 3 учащихся
Низкий уровень – 6 учащихся
Очень низкий уровень – 3 учащихся
Слайд 17Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта по методике
№2 « Запомни и расставь точки»
Объем развития внимания
Очень высокий уровень-
0 учащихся
Высокий уровень – 0 учащихся
Средний уровень – 8 учащихся
Низкий уровень – 2 учащихся
Очень низкий уровень – 2 учащихся
Слайд 18Сводные результаты исследования уровня внимания младших школьников с нарушением интеллекта
(объем внимания)
Р
Слайд 19Виды коррекционно – развивающих упражнений по развитию внимания на уроках
чтения
1. Упражнения на развитие концентрации внимания.
2. Упражнения на увеличение
объема внимания и кратковременной памяти.
3. Упражнения на тренировку распределения внимания.
4. Упражнения на развитие навыка переключения внимания.
Слайд 20Изменения в уровне внимания у младших школьников с легкой степенью
умственной отсталости в ходе опытно – экспериментальной работы (по двум
методикам)
Объем внимания
Высокий уровень – 1 учащийся
Выше среднего – 1 учащийся
Средний уровень – 4 учащихся
Ниже среднего – 3 учащихся
Низкий уровень – 3 учащихся
Очень низкий – 0 учащихся
Слайд 21Уровень развития внимания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
(контрольный срез)
Слайд 22Сравнительный анализ развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в
результате экспериментальной работы
Слайд 23Внимание младших школьников с легкой степенью умственной отсталости улучшилась в
результате:
использования специальных коррекционно – развивающих упражнений
осуществления целенаправленной работы
с родителями
при поэтапном построении работы
Все это доказывает правомерность выдвинутой гипотезы.
Слайд 24Положительная динамика выразилась в следующем:
возрос средний уровень внимания;
появился интерес к выполнению заданий;
повысилась техника чтения учащихся.