Слайд 1Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса.
МОУ
«СОШ № 50»
Педагогический совет
Подготовила: Л. В. Серебрякова.
г. Магнитогорск, 2010 г.
Слайд 2Мотив – это смысл поведения и деятельности человека, или
же всё то, ради чего
происходит активность.
Слайд 4
План педсовета
1. Доклад. «Как стимулировать желание учиться?»
Л.
В. Серебрякова.
2. Методики диагностики учебной мотивации школьников.
3. Особенности мотивации
младших школьников и способы её исследования.
4. Формирование мотивации средних школьников на основе организации совместной учебной деятельности.
5. Формирование мотивации неуспевающих учащихся.
6. Ознакомление с памятками:
«Характеристика мотивации учения школьников»,
«Возрастные особенности мотивации школьников» ,
«Методы стимулирования учащихся».
Слайд 5Как стимулировать желание учиться?
Слайд 6Почему дети не хотят учиться?
1. Неумение учиться и преодолевать
трудности
познавательной деятельности.
2. Громадность
3. Отвлекающие факторы
материала для полнокровной детской
заучивания . жизни.
4. Однообразие 5. Упорно-однообразная
жизни и учебного авторитарная позиция процесса учителей и родителей.
6. Бедность и непродуманность методики и организации
учебного процесса и школьной жизни вообще.
Слайд 7Неумение учиться и преодолевать трудности
Учение требует специальных
умений, навыков и силы воли.
Усидчивость, аккуратность, внимательность,
терпение,
навыки запоминания, счёта и математических операций, умение читать и понимать текст,
твёрдость руки и владение письмом,
умение слушать и складно говорить, сотрудничество с окружающими,
чувство ответственности -
качества, без которых
невозможно добиться успеха в учении.
Формирует начальная школа
Слайд 8Громадность школьного материала, который нужно
. усвоить и запомнить .
Попытка передать каждому школьнику основные знания,
накопленные
человечеством, –
утопия.
чрезвычайная перегрузка.
усталость,
сопротивление детей…
нежелание учиться
Слайд 9Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни трудный выбор между
нужно (но
так не хочется) и
наслаждениями
Однообразие жизни , учебного процесса.
Желание вырваться и убежать туда, где
«всё – всё иначе…»
Бедность школьной жизни , методики
и организации учебного процесса.
«…и нынче тот же, что вчера…»
Авторитарная позиция взрослых.
« …и нет других тем для общения»
Поможет только стимулирование!!!
Слайд 10Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся
совершает ту или иную деятельность.
Необходимость стимулирования: .
включение в
деятельность тогда, когда МНЕ это нужно!!!
когда есть МОТИВЫ для выполнения задачи!!!
Слайд 12
Способы стимулирования
Общие благоприятные условия для учебного процесса
Специальные стимулы
Удовлетворение потребности
в познании
Слайд 13Ситуация успеха:
атмосфера доброжелательности (улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу,
приветливость, великодушие по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил
ошибку);
снятие страха («Ничего страшного, если не получится, всегда можно исправить, зато мы теперь будем знать, как надо делать», или «Не бойтесь ошибиться, ведь мы с вами и ходим в школу, чтобы учиться на своих ошибках»);
авансировать детей перед дачей задания: «У вас всё получится и получится хорошо», «Вы всё сделаете и сделаете хорошо», «Я не сомневаюсь в твоём успехе», - вселите в ребёнка уверенность в себя, повысьте его свободу и активность;
приём «персональной исключительности»: «Именно ваш класс (ты) должен хорошо справиться с заданием, потому что…»;
скрытая инструкция (Не навязывание своего мнения: «Тут главное, как ты помнишь,…«, «Вспомни, начать лучше всего с…») -
и это реальная помощь движения ребёнка к успеху.
Слайд 14Опора на возрастные потребности
младшие школьники
(тяга ко всему новому, интерес
к конкретным эмпирическим объектам; игра; утомляемость однотипной работой; что можно
и чего нельзя делать – нормы поведения);
подростки
(стремление избежать всякой рутины, однообразия и форма-лизма, интерес к фантастике и вообще к необычному; стремле-ние к подвигу; нетерпимость к унижению, «взрослость»; испы-тание своих возможностей; общение и объединение в группы);
старшеклассники
(стремление юношей и девушек разобраться во взаимоотноше-ниях полов, в особенностях других людей, «не таких, как я»).
Слайд 15Опора на специфические потребности мальчиков и девочек
мальчики
(большой интерес к
спорту,
автомобилям, технике,
военной тематике);
девочки
(взаимоотноше людей,
мода,
проблемы искусства и эстетики)
на индивидуальные потребности
привлекательность школьных помещений;
кратковременный отдых от умственных занятий;
доверие к детям, предоставление им максимально возможной свободы;
разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе.