Слайд 1Познавательно-исследовательская деятельность
как направление развития личности
дошкольника
в условиях внедрения ФГТ
В
образовательный процесс дошкольного учреждения
Слайд 2Младший возраст –
простое процессуальное экспериментирование
Старший возраст –
познавательно-исследовательская
деятельность
Слайд 3Характеристика этапов процесса познания окружающей действительности
Первый этап – проявлением –
любопытства,
особенностью
Второй этап - резкое увеличение осмысленности восприятия окружающего мира,
Третий
этап - усвоение обобщенных знания о предметах и явлениях действительности
Четвёртый этап – удовлетворение исследовательской деятельностью,
Пятый этап - осмысленное принятие познавательной задачи.
Слайд 4Научная логика познания в дошкольном возрасте
овладение ребенком способностью выявлять особенности предметов,
приобретение умений их
сопоставлять,
установление сходства и различия, связи между ними,
осуществление многостороннего анализа на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр.
Слайд 5СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблемная ситуация
Целеполагание (что нужно сделать)
Выдвижение гипотез
(как
и с помощью чего, что получилось)
Проверка предположений
(отбор нужных средств, реализация
в действии)
Подтвердилось
Формулирование выводов
(как получилось)
Не подтвердилось
Возникновение новой гипотезы, предположений
Реализация в действии
Подтвердилось
Формулирование выводов
(как получилось)
Слайд 6ВАЖНЕЙШИЕ ИНДИКАТОРЫ ДЕТСКОЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ
Склонность к исследованиям,
Неутомимая жажда новых
впечатлений,
Любознательность,
Постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину
Слайд 7Структура исследования
Выделение и постановка проблемы
(выбор темы исследования);
• Выдвижение гипотезы;
• Поиск и предложение возможных
вариантов решения;
• Сбор материала;
• Обобщение полученных данных.
Слайд 8Основные виды
ориентировочно - исследовательской деятельности дошкольников
Активность в процессе
деятельности полностью исходит от ребенка
Деятельность организует взрослый
Слайд 9Основные развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности
развитие познавательной инициативы,
освоение ребенком
основополагающих культурных форм упорядочения опыта,
освоение ребенком основополагающих культурных форм
упорядочения опыта,
развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.
Слайд 10Логика методов
познавательно-исследовательской деятельности
вопросы педагога, побуждающие детей к
постановке проблемы;
схематичное моделирование опыта;
вопросы, помогающие прояснить ситуацию и
понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
метод, стимулирующий детей к коммуникации;
метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
Слайд 11Мероприятия в рамках проектной деятельности с
детьми
Диагностика уровня развития у дошкольников и построение воспитательно-образовательного
процесса на основе данных диагностического обследования;
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.);
Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.
Слайд 12Последовательность этапов исследования
актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку
вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
обсуждение идей, предположений детей и
взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Слайд 13Стимулы
познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
реальные события, происходящие данный
период:
события, специально «смоделированные» воспитателем;
воображаемые события, происходящие в
художественном произведении;
события, происходящие в жизни группы;
организация совместных с детьми опытов и исследований;
отработка различных приемов развития мысли ребенка и др.
Слайд 14Взаимодействие
с семьями воспитанников
Анкетирование родителей;
Привлечение к созданию познавательно-развивающей
среды;
Оформление наглядной информации;
Родительское собрание;
Оформление папки «Мои открытия»;
Совместное детско-взрослое творчество;
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность и др.
Слайд 15Показатели сформированности исследовательской деятельности
Умение видеть проблему;
Умение формулировать и задавать вопросы;
Умение выдвигать гипотезы;
Умение делать выводы и умозаключения;
Умение доказывать и защищать свои идеи;
Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Слайд 16Критерии сформированности исследовательской деятельности
Самостоятельность.
Полнота и логичность
ответа.
Правильность выводов и формулировок.