Слайд 1Применение дискуссионных
методов обучения
как способ активизации познавательной деятельности обучающихся
учитель
истории и обществознания
Глебова Ольга Владимировна
Слайд 2Дискуссионный метод
метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения
и публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися
Слайд 4Выбор проблемы
уместность (соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам)
актуальность, своевременность, значимость для
всех членов общества
подготовленность участников дискуссии (моральная, эмоциональная, психологическая, знаниевая)
Слайд 5Групповая дискуссия
применяется при обсуждении сложных теоретических проблем
предполагает обмен мнениями между
слушателями, уточнение и согласование их позиций, выработку единого подхода к
проблеме
формирует умение вести диалог
Слайд 6Решаемые задачи
осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
развитие
самостоятельного мышления учащихся, предполагающая знание и учет различных, зачастую диаметрально
противоположных точек зрения;
выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;
развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;
развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, слушать, не перебивая, вести полемику;
развитие умения работать в группе единомышленников;
способность продуцировать множество решений;
формирование навыка говорить кратко и по существу;
развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту;
формирование личностной гражданской позиции.
Слайд 7Формы проведения дискуссий
симпозиум (конференция) – формализованное обсуждение, в ходе которого
участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего
отвечают на вопросы «аудитории».
круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией» (остальной частью класса); предназначен для того, чтобы дать обучаемым большой объем научной информации;
заседание экспертной группы (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. Экспертные группы могут заседать по одной теме или по разным проблемам, выделенным из одной общей.
судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), в ходе которого происходит «защита» своей точки зрения.
дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), и опровержений.
Слайд 8Этапы проведения дискуссии
подготовительный, в ходе которого происходит формулировка проблемы, определение
основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли,
раздается дидактический материал;
основной ход дискуссии;
этап подведения итогов, в ходе которого делается резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются варианты дальнейшей работы или способов применения полученных выводов, а затем оценивается ход обсуждения, участие каждого в решении проблемы.
Слайд 9Способы введения в дискуссию
теоретическое изложение проблемы;
описание конкретного случая;
демонстрация кинофрагмента;
обсуждение представленного наглядного материала (объекты, иллюстрации);
ролевая игра;
обсуждение текущих
новостей
Слайд 10Правила проведения дискуссии
выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать
только с разрешения председательствующего (ведущего);
предоставить каждому участнику возможность высказаться;
каждое
высказывание должно быть подкреплено фактами; каждая позиция должна быть внимательно рассмотрена;
недопустима перепалка между участниками; «переход на личности», навешивание ярлыков, уничижительные высказывания и т. п.
Слайд 11Позиция учителя
воздерживаться от собственных суждений;
стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов;
менять
ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений;
уточнять, пояснять высказывания
учащихся с помощью вопросов, перефразирования;
не игнорировать ни одного вопроса и ответа;
давать время для обдумывания ответов;
наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии.
Слайд 12Ожидаемые результаты
уяснение каждым участником своей собственной точки зрения,
развитие инициативы,
развитие коммуникативных качеств,
формирование умения пользоваться своим интеллектом