Слайд 1Родителям и педагогам о развитии мотивации достижений у детей
Владимирова Ирина
Михайловна
кандидат психологических наук
педагог-психолог ГБУ ЦДК СПб
Слайд 2Некоторые понятия
Мотив (от лат. moveo - приводить в движение,
толкать) - побуждение
к деятельности,
связанное с удовлетворением потребности
человека.
Мотивация - совокупность причин
психологического характера, объясняющих
поведение
человека, его начало,
направленность и активность.
Мотивирование-управление мотивационными
процессами.
Слайд 3Виды мотивов
Мотивы достижения успеха определяют направленность личности на реализацию своих
целей. Пример: ребенок старается выполнить задание как можно лучше по
собственному желанию.
Мотивы избегания неудачи определяют направленность личности на отсутствие поражения. Пример: ребенку не нужно хотеть сделать свою работу как можно лучше, достаточно стараться не допускать в ней грубых ошибок.
Оптимальный тип мотивации- мотивация достижений.
Слайд 4Виды мотивов
Внутренние мотивы - поставленные в ходе деятельности задачи не
только понятны, но и внутренне приняты ребенком. Примеры: удовлетворение от
самой деятельности, понимание необходимости для жизни.
Внешние мотивы - навязанные извне. Примеры: отметки, вынужденный долг, учеба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения, избегания наказания).
Оптимальный тип мотивации- мотивация достижений.
Слайд 5Важность формирования мотивации достижений у детей
Мотивация достижений интенсивно развивается в
возрасте 9-11 лет. Дети уже могут соотносить неудачи и причины
их появления, объяснять свои достижения уровнем способностей или количеством приложенных усилий.
Фундамент для развития мотивации достижений должен быть заложен гораздо раньше - в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Установлено, что именно мотивация достижения успеха является основой для формирования устойчивой мотивации учения.
Слайд 6Принципы обучения и воспитания детей
Для формирования зрелой мотивационной
сферы ребенка
родителям и педагогам
следует руководствоваться принципами:
- адекватности (ориентации на индивидуальные
особенности ребенка),
- динамичности (учета актуальной ситуации развития),
- прогностичности (способности к предвидению результатов своих действий).
Слайд 7Рекомендации родителям дошкольников и младших школьников по развитию
мотивации достижений
Оптимальный
(соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям ребенка) уровень понятных ему и
непротиворечивых требований;
Предоставление ребенку самостоятельности должно сочетаться с адекватным уровнем контроля со стороны родителей;
Наказание за неудачи формирует у ребенка мотив «боязнь социальных последствий неудачи», что снижает его активность в ситуациях достижений;
Применение санкций в воспитании снижает самооценку ребенка и увеличивает мотив «ощущение собственной неспособности». Санкции следует применять в минимальном количестве и в случае особенной необходимости.
Слайд 8Рекомендации родителям дошкольников и младших школьников по развитию
мотивации достижений
Следует
создавать для ребенка ситуации достижения с равной вероятностью успеха и
поражения.
Чрезмерное использование похвалы за достижения отрицательно влияет на мотивацию: ребенок может оценивать свои возможности неадекватно, а похвала за достижения в заданиях, оцениваемых ребенком как легкие, разочаровывает его.
Родители или другие, значимые для ребенка, люди, с высокой потребностью в достижении, могут стать образцом для подражания в развитии его мотивации достижения.
Слайд 9Рекомендации педагогам по развитию мотивации достижений у младших школьников
Достижимость
учебных заданий в результате (ребенок получает удовлетворение от работы).
Учет индивидуальных
особенностей ребенка (дифференцировка типов заданий и времени их выполнения).
Рефлексия результативности деятельности как компонент занятия (формируются навыки самоанализа и самоконтроля).
Развитие самостоятельности в деятельности на основе предложения заданий с возрастающей степенью сложности.
Качественная характеристика оценки.
Слайд 10Недостатки существующей системы оценивания
Оценка не всегда отражает реальный уровень знаний.
Пятибалльное
оценивание не позволяет дифференцировать результаты ученических работ.
Злоупотребление оценками формирует у
ребенка мотив получения "хороших отметок" (сдвиг мотивации на оценку, а не на познавательную активность).
Расхождение между ожиданием результата и собственно оцениванием приводит к эмоциональному дискомфорту.
Важно дать качественную характеристику оценки (какие успехи замечены, за что снижена).
Слайд 11Педагогические цели
Мотивация достижений является фундаментом для
становления и развития мотивационной системы
школьника.
К окончанию школы у учащихся желательно
сформировать:
-зрелые уровни познавательных мотивов
(самообразования),
-сложные формы
социальных мотивов
(социального сотрудничества).
Эти мотивы должны приобрести личностный смысл,
стать действенными, эмоционально привлекательными,
доминирующими, войти в систему жизненных ценностей и
целей. На этой основе у молодого человека складывается
потребность в непрерывном образовании и активной
жизненной позиции.
Слайд 12Список литературы
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.,
1976.
Божович Л.И. Избранные психологические труды. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995.
Вилюнас В.К. Психологические
механизмы мотивации человека. М., 1990.
Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
Ильин Е. П.. Мотивация и мотивы. - СПб, 2002.
Карпова Е.В. Развитие мотивации достижения как условие психологического благополучия детей в учебном процессе. Ярославль, 1998.
Юферова М. А. Влияние
стиля семейного воспитания
на мотивацию достижения
школьников. Ярославль, 2004.