Слайд 1
Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания
Автор проекта:
Мешкова Людмила
Евгеньевна, учитель начальных классов
МОУ СОШ №11
Слайд 2
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне,
- я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Слайд 3
Актуальность темы
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта (Д.И.Писарев)
Если наши
дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны
приобретать образование самостоятельными занятиями (Н.Г. Чернышевский)
Постоянная учеба есть учеба не целый, но каждый день (Липкин)
Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила добытые чужим пониманием но способность правильно пользоваться ими разовьёт только домашний самостоятельный труд. (И. Кант)
Слайд 4
Актуальность темы
«Фактически постепенно должна стираться грань между классными, домашними заданиями
с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».
Национальная образовательная
инициатива Наша новая школа
Слайд 5
Противоречия
Общая перегрузка школьников: С каждым годом нагрузка на здоровье
школьников возрастает. Становится всё больше предметов, а свободной физической активности,
напротив, всё меньше. Домашние задания всё сложнее, а требования к экзаменам всё жестче. По статистке, нагрузки в школе прямым образом влияют на ухудшение здоровья школьников.
Слайд 6
Единство тем
Тема ОУ
Методическая тема учителя
Тема проекта
Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении
домашнего задания
Освоение новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системно-деятельностного
как основной способ совершенствования качества образования – роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса
Роль домашнего задания в самообразовании школьника
Слайд 7
Цель
Выработать максимально эффективные
пути решения проблемы устранения перегрузки учащихся начальных классов при выполнении
ими домашнего задания.
Слайд 8
Задачи
Создать информационно-методический банк материалов по данной проблеме.
Выработать рекомендации в
виде памяток, буклетов, для учащихся и их родителей.
Разработать мультимедийные
продукты для публичной презентации с последующим обсуждением на форумах, методсоветах, конференциях.
Распространить опыт в виде методических рекомендаций среди учителей начальных классов школы (города, области).
Обсудить с коллегами на заседаниях МО учителей начальных классов целесообразность предпринятых действий.
Слайд 9
Объект исследования
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе (1 – 4 кл.)
в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и
введения ФГОС нового поколения.
Слайд 10
Предмет исследования
Отношение учащихся и их родителей к выполнению домашней работы
и уровень организации самостоятельного образовательного процесса при подготовке Д/З.
Слайд 11
Гипотеза
Осуществление проекта поможет
учащимся более продумано, заинтересованно и рационально подойти к выполнению Д/З,
что в свою очередь, повысит качество образовательного процесса и, обеспечив положительную мотивацию к учению при сократившемся времени выполнения Д/З, будет способствовать сохранению здоровья школьников.
Слайд 12
Планируемые результаты
Обучающие
повышение результативности обучения учащихся;
расширение кругозора учащихся через
использование дополнительных источников информации.
Развивающие
формирование положительной мотивации к
выполнению Д/З;
выработка максимально эффективного алгоритма выполнения Д/З без больших временных затрат;
формирование умения самостоятельной учебной деятельности.
Слайд 13
Планируемые результаты
Воспитывающие
способствование воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;
повышение
интереса у учащихся к выполнению домашних заданий за счет создания
ситуации успеха (карточки с дифференцированными Д/З);
формирование умений и привычки работать самостоятельно, опираясь на помощькнижных и мультимедийных источников информации;
выработка умения грамотно распределять время между работой и отдыхом.
Слайд 14
Новизна проекта
целенаправленное использование необычных форм, методов и приемов Д/З;
использование многочисленных алгоритмов при выполнении Д/З (отдельно для родителей и
учащихся);
дифференцированный подход к Д/З;
использование информационно-коммуникационных технологий;
применение в системе приемов активации познавательной деятельности учащихся.
Слайд 15
Тип проекта
по доминирующей деятельности – практико-ориентированный;
по форме – групповой;
по продолжительности
– долгосрочный
Сроки реализации проекта
Сентябрь 2009 – май 2011 гг.
Слайд 16
Этапы и сроки реализации проекта
1. Подготовительный
(сентябрь–декабрь 2009 г.)
2. Внедренческий
(январь – ноябрь 2010 г.)
3. Аналитический
(апрель – май 2011
год)
Слайд 19
Аналитический этап
(Контрольно-оценочный уровень)
Слайд 20
Система работы по
оптимизации процесса
выполнения
учащимися Д/З
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий
Мониторинг выполнения
учащимися
Д/З
Родительский
всеобуч
Участие в акциях,
конкурсах и др.
мероприятиях
различного
уровня,
предполагающих
домашнюю
подготовку
Организация
выполнения Д/З
школьниками
Разработка
алгоритмов
выполнения
Д/З для
учащихся и
их родителей
Обсуждение на
методсоветах,
педсоветах, форумах…
Национальная инициатива
«Наша новая школа»
Слайд 24
Карточки с дифференцированными Д/З
Слайд 25
Результаты мониторинга
Мониторинг осуществлялся по разным направлениям, в том числе:
Отслеживалось изменение
отношения учащихся к выполнению д/з;
Учитывалось продолжительность выполнения д/з;
Учитывалась степень контроля
со стороны родителей за выполнением д/з
Основная причина –
стресс
Почти все учащиеся (96%) отмечали пользу от памяток и рекомендаций по выполнению д/з
Благодарность за родительский всеобуч и индивидуальные консультации
1
2
3
Слайд 26
Твое отношение к Д/З
Я делаю Д/З
1
Слайд 27
Время, которое учащиеся затрачивают на выполнение Д/З
2
Слайд 28
Как часто вы контролируете выполнение Д/З
3
Слайд 29
Выводы
В результате реализации проекта гипотеза полностью подтвердилась: перегрузка
учащихся при выполнении домашней работы уменьшилась, т.к.
сократилось время затрачиваемое
на выполнение Д/З;
процесс выполнения Д/З стал более организованным,
уменьшились стрессовость, конфликтность при проверке Д/З со стороны как родителей так и учителя;
повысилась мотивация к учебе в целом.
Слайд 30
Информационные источники
Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и
социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИП
Бабанский Ю. О дидактических
основах повышения эффективности обучения // Народное образование. – 1986. - № 11. С.105-111
Береснева Л. О роли чтения // Домашнее воспитание. — 2002. — № 6. — С. 15-17
Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа, 2003 № 5, с. 64 - 75
Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори - материал: Школа для малышей. - М.: Мастер, 1992. - 80 с.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с. - (Мастерство учителя: идеи советы, предложения)
Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 64 с., ил.
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Под ред. Глозман Ж.М. - М.: В. Секачев, 2006. - 96 с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). - СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39 с.
Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006
http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200702407
http://office.microsoft.com/ru-ru/make-it-great/?tab=2&pos=1?WT.mc_id=SEARCH
http://nsc.1september.ru/urok/
http://vneklassa.narod.ru/karta_saita.htm