Слайд 1МБУК «РЦБС» Новокузнецкого района
Чистогорская модельная библиотека семейного чтения
Золотые места Кузбасса:
Историко-культурные достопримечательности
Историко-архитектурный музей "Кузнецкая крепость"
Музей-заповедник "Томская писаница"
Историко-архитектурный
музей "Красная горка"
Новокузнецкий планетарий
Составитель: Лекарева Е.А.
Слайд 2Томская писаница
Уникальный музей природы и человеческой истории
-неповторимая галерея рисунков
и целые сюжетные полотна художников глубокой древности, расположенный прямо под
открытым небом.
Слайд 3Миллионы лет назад природа создала громады отрогов Кузнецкого Алатау по
склонам которых понесла свои холодные воды красавица Томь. Это было
так давно, когда в Сибири еще не было людей. Томь "работала" миллионы лет, прорезая скалы, боролась с камнями. В результате вечной борьбы воды и камня по берегам Томи появились огромные массивы скал. Заглаженные водой и ветром, загорелые на солнце, они представляют впечатляющую картину - творение самой природы.
Слайд 4Двадцать пять тысяч лет назад, а возможно и того раньше,
у томских скал появились первые обитатели Сибири - люди древнекаменного
века, охотники на чудовищных мамонтов и сибирских носорогов. Их потомки - люди конца каменного века и эпохи бронзы - оставили на скалах замечательные произведения творчества, своеобразный окаменелый эпос, застывшие на тысячелетия в рисунках сказания из своей жизни.
Слайд 5На правом берегу Томи, между деревней Писаной и городом Юргой,
известны три большие группы древних наскальных рисунков. Первая- Томская писаница:
сглаженные временем холмы, из-за которых, мягко журча, вытекает речушка Писаная. А за рекой поднимается громада гор. Это начинаются Писаные скалы. Они тянутся вниз по течению Томи примерно на 200-300 метров. Сначала скалы отходят от берега, а у поворота реки далеко выступают вперед и их подножие всегда омывает вода.
Слайд 6На Томской писанице 280 рисунков. . Многие сразу бросаются в
глаза, покоряя своим великолепием. Но иногда рисунки выступают один за
другим, перекрывая друг друга. Особенно отчетливыми становились они под косыми лучами заходящего солнца.
Слайд 8Каждый год, вот уже много веков, весной их заливает паводок,
а потом, в начале лета, они снова появляются из воды.
Слайд 10 Все три места, где находятся древние писаницы - это
наиболее красивые уголки природы в среднем течении Томи. Огромные, совершенно
отвесные скалы тянутся здесь на многие километры вдоль берега. На их вершинах растет чудесный парковый лес, какой можно встретить только в старых усадьбах средней полосы России. Писаные скалы особенно хороши осенью: нагретые косыми лучами солнца, они сами излучают тепло и мягко играют разными оттенками - от ярко-желтого до плотного темно-серого и зеленовато-синего. А на фоне этой цветовой гаммы при ярком солнце отчетливо видны даже самые мельчайшие детали древних рисунков.
Слайд 11Древние наскальные изображения, выбитые на гладкой поверхности скал, прочерченные или
нарисованные кирпично-красной охрой, издавна интересовали местное население и ученых. Рисунки
поначалу представлялись неведомыми, с таинственным смыслом письменами, оставленными древними народами. Отсюда и пошло широко распространенное в Сибири название наскальных изображений писаницами или "писаными камнями". Места, где расположены писаницы, всегда были окружены атмосферой таинственности и религиозного почитания. Неудивительно что еще в XVII в. на наскальные изображения, наряду с курганами, обратили внимание первые исследователи Сибири.
Слайд 12Научный интерес к этим загадочным памятникам старины с тех далеких
времен не только не ослабевал, а, наоборот, неизменно возрастал. Дело
в том, что наскальные рисунки дают возможность раскрыть такие черты жизни древних народов, о которых не могут рассказать другие памятники прошлого, могильники или поселения. Они позволяют понять мировоззрение, эстетические представления далеких предков, их понимание окружающего мира и интересы.
Слайд 13 Рисунки нанесены на обращенных в сторону реки гладких поверхностях
отдельных камней. На каждом изображены сцены охоты на лосей,
священные птицы, таинственные лодки и личины духов. Все это выполнено реалистично, с большим мастерством и глубоким смыслом. Мы находимся почти у истоков искусства.
Слайд 14Стремясь возможно точнее передать облик зверя; древний мастер иногда создавал
настоящие шедевры искусства, полные очарования и своеобразной красоты, передающие не
только формы тела животного, но и значительно большее - звериную душу, пугливую настороженность, настроение. Некоторые рисунки так совершенны, что заслуживают особого внимания.
Слайд 15Все , что было оставлено на скалах древними людьми- представляет
для нас огромную ценность. Анализируя рисунки, исследователи видят в них
глубокий смысл и необыкновенное мастерство древних художников. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Слайд 16Так на одной из скал мы видим животных, огромных по
размерам.
Они настороженно шагают на своих сухих ногах, высоко подняв
безрогие головы. Морды животных узкие, вытянутые, губы пышные, рты разинуты. Создается впечатление, что животные ревут. Жилистые ноги заканчиваются большими раздвоенными копытами.
Слайд 17 Перед нами мифический образ солнечного оленя, оленя "Золотые рога".
Образ плывущего по небесной стихии оленя известен и у других
древних народов Азии.
Слайд 18 Необыкновенно искусно на Томской писанице изображены сова и журавль.
В виде мелких треугольных выбоин передано оперение совы. Еще более
выразителен и изящен журавль. Ювелирно тонкий, длинный нос, такие же тонкие, немного согнутые в коленях ноги, красиво изогнутая шея, волнистая линия спины, передающая оперение птицы. Эти изображения, - несомненно, удачи древних художников.
Слайд 19 Среди царства животных встречаем и изображения людей, наделенные человеческими
чертами антропоморфные существа и рисунки личин, передающие в самых общих
чертах овал человеческого лица с глазами и линией рта.
Чаще всего на рисунках писаниц выбиты не просто люди, а полулюди-полузвери, вернее духи. Среди древнейших изображений выделяются фигуры человечков с широко расставленными и согнутыми в коленях ногами. Человечки как бы приседают в позе танца.
Слайд 20Ярко подчеркнутый звериный характер имеют и две небольшие забавные человеческие
фигурки, обращенные друг к другу и взявшиеся за руки. У
одной высокий и острый головной убор, а другая фигура повернула немного в сторону свою голову; ясно видна острая звериная мордочка с двумя большими торчащими ушами. У них короткие, похожие на лосиные или заячьи, хвостики. Здесь так же, как и на других рисунках, мы видим знакомую нам позу полуприсевшего человечка с изогнутыми ногами.
На писаных камнях мы встречаем и полные таинственности, еле заметные маски-личины сердцевидной формы. Внутри личин обозначены глаза и рот. Маски-личины то совсем овальные, то в форме сердца есть почти на всех камнях. Однако по силе изображения и размерам все известные личины превосходит одна, выбитая вдали от основной группы на пологой огромной плите. Овальное широкое вверху .лицо, заканчивающееся узкой бородкой. На лице овальный рот и большие в виде кругов глаза
Слайд 21
Посмотрев на верхний камень Томской писаницы, без труда можно
заметить в центре композиции, в окружении лосей, скользящего на лыжах
человека. Ноги его расставлены, в руке он держит палку. Но что это? Голова у него явно звериная. А круг, который он несет в руке, можно принять за шаманский бубен. Может быть, это те самые мифические охотники, которые гонятся за "космическим" оленем-солнцем - оленем "Золотые рога"? Фантазия древних охотников породила легенду о космической охоте. Космический охотник необычен, он обладает сверхъестественной силой, может превращаться: то в человека, то в зверя, чаще, всего в медведя. С космической охотой связаны и лыжи. Ханты, например, считают Млечный Путь следами лыж космического охотника, который гнался по небу за гигантским шестиногим лосем.
Слайд 22 Кузнецкая крепость — памятник истории, военно-инженерного искусства и архитектуры федерального
значения — находится в г. Новокузнецке Кемеровской области.
Слайд 23Строительство Кузнецкой крепости было начато в 1800 г. и завершено
в 1820 г. Она входила в систему укреплений, главным предназначением
которой было сдерживание агрессивных планов Китая в отношении Южной Сибири.
Слайд 24. Укрепления Кузнецкого острога бы ли деревянными или дерево-земляными. Они
имели традиционное для того времени башенное начертание. Стены с башнями
окружали не только сам острог, но и весь периметр г. Кузнецка.
Слайд 25Но уже в 1846 г. Кузнецкую крепость сняли с баланса
Военного Министерства. На крепости была организована тюрьма для уголовных преступников.
Тюрьма функционировала на крепости до 1919 г., когда в ходе Гражданской войны все тюремные строения были сожжены.
Слайд 26 Остатки крепости постепенно разбираются для использования их в местном
строительстве, чугунные пушки, установленные на бастионах крепости, сброшены.
С
1950-х гг. на территории Кузнецкой крепости начинают проводить ряд мероприятий, целью которых было предотвратить окончательное разрушение этого памятника.
Слайд 27В 1991 году на территории крепости открывается Историко-архитектурный музей "Кузнецкая
крепость", задачей которого было реставрация памятника. С этого времени здесь
постоянно проводятся археологические зондажи и раскопки для подготовки их к реставрации.
Слайд 28
На основе этой работы в 1998 г. было проведено крупномасштабное
строительство на Барнаульской башне и примыкающих к ней полубастионах. По
новому проекту, на прежнем месте исследованных археологами руин, была построена солдатская казарма. Было проведено благоустройство: вымощены плитами дорожки, устроены газоны.
Слайд 29Сейчас историко-архитектурный музей "Кузнецкая крепость" насчитывает более десятка архитектурных объектов
и военно-фортификационных объектов разной степени сохранности, а также несколько типов
археологических памятников и является визитной карточкой Новокузнецка. Сотрудники музея ведут активную научно-исследовательскую работу, ежегодно организуются археологические экспедиции.
Слайд 30Музей-заповедник "Красная Горка" создан в 1991 г. в городе Кемерово
на территории бывшего угольного рудника. Район Красной горки представляет собой
музей под открытым небом: здесь, на крутом берегу Томи сохранился уникальный комплекс памятников горнопромышленного и историко-культурного наследия, которые находятся в своей естественной ландшафтной среде.
Слайд 31Красная горка – место открытия Кузнецкого каменноугольного бассейна.
Здесь, в 1721
году, рудознатец Михайло Волков обнаружил выход мощного угольного пласта: «Волков
заявлял по Томи в 7 верстах от Верхо-Томского острога горелую гору от 20 сажень высотою». С открытия М. Волкова началась история освоения Кузбасса.
Впоследствии гора, изменившая цвет под влиянием подземного угольного пожара, получила название Красная горка. Красная горка является ценнейшим природно-историческим и геологическим памятником Кузбасса, в складках которого запечатлен весь многомиллионный процесс формирования угольных пластов.
Это единственный в Кузбассе заповедник, распо-ложенный в городской черте города.
Слайд 32Памятники составляют единый сюжетно-тематический комплекс, связанный с развитием угольной промышленности
Кузбасса. Каждый из этапов этого развития оставил свой след в
виде недвижимых памятников. Самым древним из них является Горелая гора или красная горка. Сохранилось устье одной из первых штолен Кемеровского рудника, открытого в 1907 г.
Слайд 33Жилые дома и гражданские постройки остались от уникальной международной промышленной
организации - Автономной индустриальной колонии "Кузбасс" (АИК "Кузбасс"), которая действовала на
территории Кузбасса в 1922-27 гг. В это время на руднике работали люди более 30 национальностей из разных стран мира.
Слайд 34Местонахождение музея предопределило главную тематику его экспозиций и выставок: история
Кемеровского рудника и города Кемерово. Наряду с экскурсиями в помещении
музея, проводятся экскурсии по территории Красной горки с показом историко-архитектурных памятников.
Слайд 35Наличие благоустроенной территории позволяет организовывать театрализованные постановки, праздники, Дни семейного
отдыха Но главной задачей музея остается сохранение историко-культурного наследия
Слайд 36К памятникам ХХ века на Красной горке добавились памятники ХХI
века также связанные с угольной тематикой. В 2003 г. появился монумент
«Память шахтерам Кузбасса» скульптора Эрнста Неизвестного. В 2007 г., в дни празднования 100-летия Кемеровского рудника, перед зданием музея была установлена скульптурная композиция «Святая великомученица Варвара – покровительница шахтеров».
Слайд 37Новокузнецкий планетарий - первый в Кузбассе планетарий, расположен в Центральном
районе города Новокузнецк, является культурно-методическим центром. Планетарий был создан в
конце 1950-х годов. Аппаратура планетария способна воспроизводить северное сияние, звёздное небо, утреннюю зарю.
Слайд 38 На куполе зала со сферическим перекрытием воспроизводит звёздное небо
из любой точки шара, Солнце, Луну, планеты, метеорный дождь, круговые
панорамы Земли, планет и другие эффекты. При обсерватории имеется телескоп с оптикой приближением в 375 раз.
Слайд 39посетители готовы к просмотру звездного неба
Слайд 40
Чем еще интересна наша Галактика:
Шаровое скопление в созвездии «жертвенник»
Слайд 41Комета, галактическая туманность, орбитальная фотография Земли
Слайд 45Геологические памятники кузбасса:
первобык, гигантский олень.
Слайд 49Динозавр. 130 млн лет назад
Место на берегу Кии в Чебулинском
районе Кемеровской области – единственное в нашей стране "кладбище динозавров".
В окрестностях села Шестаково на правом берегу реки под землёй сокрыто огромное количество костей животных, населявших землю более 130 мл лет назад.