Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Методический семинар
(теоретическая часть)
Современные подходы
к организации исследовательской деятельности учащихся и подготовке исследовательских проектов в
ОУ
2 декабря 2010
Слайд 2I. Содержание, цели и задачи научно-исследовательской деятельности учащихся
Исследовательская деятельность учащихся
– особый вид самостоятельной деятельности, направленный на изучение научной или
практической проблемы, имеющей интерес для учащихся
Слайд 3Письменное изложение результатов работы
Содержание (план) – перечень основных разделов и
подразделов с указанием страниц
Введение
Краткая характеристика изучаемой темы
Обоснование актуальности
Объяснение личной заинтересованности
Практическая
значимость работы
Цели и задачи исследования
Объект и предмет исследования
(объем введения – 1/10 часть всей работы)
Основная часть:
Раскрытие всех пунктов составленного плана
Заключение - подведение итогов работы
Суммирование выводов
Собственные обобщения автора
Результаты и личная значимость проделанной работы
Перспективы продолжения работы над данной темой
Предположение о возможности использования работы
Список использованной литературы и источников
Приложения
Слайд 4Оформление работы
Титульный лист
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕВДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
Секция «Социально-экономические
проблемы»
От потребности к спросу
Исполнитель: Оботнина
Анастасия,
ученица 5-а класса
Руководитель: Тетерина Е.Ю.,
учитель экономики
1 кв. категории
Ревда
2010
Слайд 5Федеральная научно – образовательная программа
творческого и научно – технического
развития детей и молодежи
«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»
всероссийский детский конкурс
«Первые шаги
в науке»
Секция: Культурное наследие
Тема: «Прошлое наших предков. Народные обычаи и праздники»
Авторы работы: Либухова Анна Юрьевна
Клепикова Анастасия Ильинична
Место выполнения работы: МОУ «СОШ №10» 4 класс
Свердловская область, город Ревда
Научный руководитель: Помыткина Ольга Дмитриевна
Слайд 6
Содержание................................................................................................................................2
Введение.....................................................................................................................................3
Глава I. Название.......................................................................................................................4
1.1. Название...........................................................................................................................4
1.2 Название...........................................................................................................................9
Глава II. Название.....................................................................................................................14
2.1.
Название..........................................................................................................................18
2.2 Название..........................................................................................................................23
Заключение...............................................................................................................................24
Список литературы..................................................................................................................25
Слайд 7Содержание
Содержание…………………………………………………………………2
Введение …………………………………………………………………....3
1. Основная часть………………………………………………………….5
1.1 История открытия кислот………………………………………………5
1.2 Установление состава кислот………………………………………......6
1.3
Специфические свойства кислот……………………………………….8
1.4 Серная кислота-продукт СУМЗа………………………………………10
2. Практическая часть……………………………………………………12
2.1 Аскорбиновая кислота
как витамин…………………………………..12
2.2 Анализ на содержание аскорбиновой кислоты…………………........13
Заключение………………………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………….17
Приложение
Слайд 8Содержание
Содержание………………………………………………………………..….2
Введение………………………………………………………………………3
I. Причины мирового финансового кризиса…………………………….…5
I.1. Финансовый кризис в России………..…………………………….……6
I.2.
Последствия финансового кризиса на Урале…………………………..7
II Российская семья во время финансового
кризиса………………..……...8
III Советы, которые помогут выжить во время кризиса……………..……11
Заключение……………………………………………….…………………..15
Список литературы…………………………………………………………..16
Приложения
Слайд 9 Работа сдается в сброшюрованном виде или в пластиковой
папке
Общий объем работы 25 - 30 листов
Страницы нумеруются. Номер страницы на титульном листе не ставится
Работа должна быть выполнена на компьютере через 1,5 интервал, шрифт Times New Roman 12
Поля страницы:
верхнее - 2,5 см
нижнее - 2, 5 см
левое - 3,0 см
правое - 1,5 см
Приложения в общий объем работы не входят
Глава начинается с новой страницы
Между названием главы и параграфа никакой текст не пишется
Точки в заголовках не ставятся
Слайд 10Оформление таблиц
Таблицы имеют двойную нумерацию. Первая цифра соответствует номеру главы,
в которой находится таблица, вторая цифра - порядковый номер таблицы
в этой главе. Таблицы оформляются в одинарном интервале.
Наиболее громоздкие таблицы (более двух страниц), если они не несут основной информации, могут быть помещены в приложении.
Ссылка на рисунок в тексте обязательна и может быть оформлена одним из двух способов:
1. В таблице 2.1 показаны суммы ...
2. Валовые издержки соответствуют объемам выпускаемой продукции (табл. 2.1) и могут быть сокращены ...
Ссылка на таблицу производится до нее.
Таблица 1.1
Общее количество учащихся по учебным годам
Слайд 11Оформление рисунков
Рисунки, схемы, графики, алгоритмы и другие иллюстрации обозначаются
как рисунки
Ссылка на рисунок в тексте обязательна и может
быть оформлена одним из двух способов:
1. На рис. 1.1 изображена ...
2. Динамика развития исследуемого процесса (рис. 1.1) показывает ...
Ссылка на рисунок производится до него.
Пример:
Рис. 1.1. Название рисунка (схема взаимодействия, график, динамика развития и т.д.)
Слайд 12
Цель исследовательской деятельности -
приобретение учащимися функционального
навыка исследования как
универсального
способа освоения действительности
Направлено на
решение задач:
1. Приобщение учащихся
к
проблемам
научной и социальной
направленности
2. Развитие
познавательной
самостоятельности
3. Освоение учащимися
универсальных
способов социальной
деятельности
(ключевых компетенций)
Слайд 13Исследовательская
деятельность и
проектная деятельность?
Целью исследовательской
деятельности является уяснение
сущности
явления,
истины,
открытие новых
закономерностей и т.п.
Цель проектной деятельности –
реализация проектного замысла
Проекты могут быть и без
исследования
(творческие,
социальные, информационные).
Отсюда вытекает, что гипотеза
в проекте может быть
не всегда,
нет исследования
в проекте, нет гипотезы
Исследование
подразумевает
выдвижение
гипотез и теорий, их
экспериментальную
и теоретическую
проверку
Слайд 14ПРОЕКТ:
• Определение тематического поля
и темы проекта, поиск и
анализ
проблемы,
постановка цели проекта,
выбор названия проекта
• Обсуждение возможных
вариантов
исследования,
сравнение предполагаемых стратегий,
выбор способов, сбор и
изучение информации,
определение формы продукта
и требований к продукту,
составление плана работы,
распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных
технологический
операций, внесение
необходимых изменений;
• Подготовка и защита
презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта,
оценка качества выполнения проекта
ИССЛЕДОВАНИЕ:
Формулирование проблемы,
обоснование актуальности
выбранной темы
Постановка цели и
конкретных задач
исследования
Определение объекта
и предмета исследования
Выбор метода
(методики) проведения
исследования
Описание процесса
исследования
Обсуждение результатов
исследования.
Формулирование выводов
и оценка полученных
результатов
Слайд 15Проект как форма учебной деятельности
Зачем нужен этот проект?
Какие проблемы могут
возникнуть при его выполнении?
Кому адресован данный проект?
Что необходимо сделать в
рамках данного проекта?
Кто будет реализовывать проект?
Какие ресурсы необходимы для его выполнения?
Какой срок предполагается для его выполнения?
Каков планируемый результат?
Слайд 16
Проект – это
замысел,
план, творчество
по плану
Исследование –
процесс
выработки
новых знаний,
истинное творчество
Слайд 17Общие недостатки работ учащихся:
формальный подход к выбору темы исследования, зачастую
не соответствующей личному запросу учащегося
выбор чрезвычайно широкой по содержанию темы,
раскрыть которую на 20-30 страницах текста не представляется возможным
неумение определить объектную область, объект и предмет исследования, поставить цель и задачи исследования и соотнести с ними полученные выводы
неумение выделить главную мысль исследования, что проявляется в содержании самой работы и становится очевидным при публичной ее защите
перегруженность работы второстепенным материалом, не имеющим прямого отношения к теме и, наоборот, отсутствие необходимых сведений
описательность, поверхностность суждений, отсутствие должной аргументации и системы доказательств;
бедный (обыденный) или, наоборот, наукообразный язык (чаще всего второй вариант встречается при прямом переписывании целых страниц монографий, статей и другой литературы без их осмысления и переработки);
допущение неточностей, произвольного «домысливания»
Слайд 18длинное и многочисленное цитирование или выхватывание цитаты из контекста и,
как следствие этого - искажение мыслей автора
«подгонка» фактических данных под
определенную идею (такой подход встречается в том случае, когда автор работы не хочет видеть другие стороны проблемы, возможность альтернатив и т. п.);
компиляция (лат. compilatio – ограбление, накопление выписок) - составление работы путем прямого заимствования, при котором отсутствуют собственные обобщения (при таком подходе к исследованию очень часто содержание работы не совпадает с представленными выводами, которые обычно «списываются» из других источников информации);
отсутствие ссылок на источники (нарушение авторских прав);
несоответствие справочного аппарата необходимым требованиям или вообще отсутствие справочного аппарата;
лексические и грамматические ошибки в тексте, небрежность оформления работы;
неумение составить приложения;
бессодержательная мультимедиа-презентация;
и др.
Слайд 19II. Общий алгоритм деятельности учащегося и учителя по работе над
исследовательским проектом:
1. Определение сферы собственных интересов в области науки и
практики
Что мне нравится читать?
Какие школьные уроки мне нравятся больше всего?
Что мне интересно узнать?
2. Определение объектной области, объекта и предмета исследования
3.Определение темы исследовательской работы (проекта)
4.Формулирование гипотезы
5.Постановка целей и задач исследования
6.Составление примерного плана (структуры работы).
Определение примерных названий глав и «подпунктов»
7. Определение методов исследования
Составление списка необходимых источников исследования, подбор литературы
Слайд 208. Структурирование «найденного» материала, выделение основных аргументов, выводов
9. Выписывание знакомых
и незнакомых понятий, четкое их определение и осмысление
10. Обработка статистических
данных, переведение их в таблицы, графики, диаграммы
11. Анализ проведенной работы, соотнесение выводов с целями и задачами работы
12. Внесение необходимых изменений, корректировка структуры, названий глав
13.Оформление исследовательской работы в соответствии с требованиями
14. Проверка орфографических и лексических ошибок
15. Подготовка тезисов
16. Подготовка мультимедийной презентации
17. Подготовка защиты
Слайд 21Типы научно-исследовательских работ:
Реферат –
(от лат. refero – сообщаю)
краткое изложение
основного
содержания первичного
оригинального
документа текста
Проектная работа
(проект) –
самостоятельно
разработанный
и изготовленный продукт
(материальный или
интеллектуальный)
от идеи
до воплощения,
обладающий
новизной, выполненный
под контролем и
при консультации учителя
Теоретические
работы
исследование в области
истории
и теории проблемы
(рассмотрение той или
иной проблемы в литературе)
Теоретические
работы с
элементами
прогноза –
обязательно
содержат
практические
рекомендации
Слайд 22Определение объектной области, объекта и предмета исследования
Объектная область – это
область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования
Объект
исследования – это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования
Предмет исследования – это контрольная часть объекта
Слайд 23Например:
Объектная область – глобальные проблемы человечества
Объект исследования – демографические проблемы
современной России
Предмет исследования – влияние экологии на демографические процессы в
Свердловской области
Слайд 24Тема исследования, её актуальность
На основе проблемного принципа:
Политические лидеры и их
и их роль в современном обществе
Трагедия великой державы: национальный вопрос
и
распад Советского Союза
На основе хронологического принципа:
- Причины и следствия политического кризиса в России в 1993 г.
Того и другого принципа вместе взятых
Характер экономических реформ в России в XIX в.
Нравственные ориентиры современной молодежи: проблемы выбора
Слайд 25Формулирование темы исследования - дело чрезвычайно трудное
Одна из самых
распространенных ошибок при этом -указание слишком широкой темы. Неизбежным следствием
такой темы станет описательность и отсутствие глубокого анализа в работе, так как предмет исследования будет очень широк
Слайд 26 Изучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам
их семейной жизни
Слайд 27Отношение старших школьников и их родителей к браку и перспективам
семейной жизни: сравнительный анализ
Слайд 28 Изучение уровня интеллекта учащихся СОШ № 10 г.
Ревды
Фотография, человек, общество
Адаптивные свойства организма и их зависимость от
типа телосложения
Особенности говора села Ирныкши Архангельского района Республики Башкортостан
Заслуженный изобретатель М.Д. Прутков-личность в истории страны
Слайд 29Постановка целей и задач исследования
Цель – предмет стремления, то, что
надо, желательно осуществить – стратегия исследования, желаемый конечный результат исследования
Например:
Выявить
роль СМИ…
Обобщить опыт деятельности…
Изучить влияние…
Определить главные факторы…
Проанализировать…
Задачи - (сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения) – тактика исследования, выбор путей и средств для достижения цели
Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели
Слайд 30Три основных правила формулировки цели и задач исследования:
Цель – более
крупный структурный элемент, чем задачи
Поставленные задачи помогают достичь цели
При определении
цели и задач указываются способы деятельности
Представленные в конце работы выводы
соответствуют поставленной цели и задачам
Слайд 31Методы исследования
Анализ
Синтез
Абстрагирование
Дедукция
Индукция
Наблюдение
Моделирование
Эксперимент
Сравнение
Метод актуализации
Ретроспективный метод
Методы конкретно-социологического исследования (опрос, беседа, анкетирование,
изучение деятельности)
Статистический метод
Слайд 32Источники исследования
Вещественные
(материальные)
источники
Источники
социальной информации:
СМИ
Интернет, Радио, TV
Письменные источники
Устные
(фольклорные)
источники
Официальные
письменные
документы
Кинодокументы
фотографии
Слайд 33Мультимедийная презентация
Соблюдение единого стиля в оформлении
Фон «холодный»
Оперирование тремя цветами
Использование только
необходимых анимационных эффектов
Картинки, фотографии, схемы – должны помогать защите
Краткость
слов и предложений
Минимальное количество предлогов, наречий, прилагательных
Расположение главной информации в центре экрана
Однотипный шрифт, использование курсива только для заголовков или определений
Небольшой объем информации
Презентация – это наглядное дополнение к защите, а не пересказ всего проекта!
Слайд 34Общие критерии оценивания научно-исследовательской работы
Убедительность автора в обосновании выбора темы
Убедительность
в определении актуальности темы
Правильно поставленные и соотнесенные друг с другом
цель и задачи
Научность изложение материала
Выявление дискуссионных моментов в исследовании
Глубина понимания проблемы
Обоснованность выбора методов исследования
Четкость структуры работы
Умение делать взвешенные умозаключения и выводы по проблеме
Четкость и уместность в использовании понятийного аппарата
Выявление нерешенных проблем и наличие путей их решения
Полнота и разнообразие использованной литературы
Существенность приложений
Культура оформления представленных материалов
Слайд 35Интернет - ресурсы
http:www.researcher.ru(Исследователь)
htpp://www.auditorium.ru (Портал материалов гуманитарного профиля)
htpp://miriobiblion.narod.ru (Мириобиблион -
собрание произведений античных и византийских авторов)
htpp://www.geosities.com (Скрипторий - литературные тексты
Руси X-XVII вв.)
hpp: www.kmder.rn
ntpp://www.portal.edu.ru
htpp://school.holm.ru(Школьныймир:каталог образовательных ресурсов)
http://istrodina.com(Электронный журнал «Родина»)
http://civil.max.ru
http://decemb.hobbv.ru (История России. Музей декабристов)
www.shool.edu.ru (Российский общеобразовательный сайт)
http://www.museum.ru (Музеи России)
hy//som.fio.ru (СОМ - В помощь учителю)
Слайд 36http//euro-genetnxnarod tu/Heraldv/herallhtm(Геральдика)
http//www heraldv.hobbv.ru(Гербы городов РФ)
http://www.flagman.ru/fotw.htm (Флагман — описания флагов)
www.news.edu.ru (Сайт
управления подпиской на новости
http-//www.hist.mssu.ru/ER/index.html (Электронные ресурсы по развитию исследовательской деятельности
учащихся)
http-//www.hist.mssu.ru/ER/index.html сайт библиотеки исторического факультета МГУ)
www.issl.redu.ru
hnp-//www historv.ru/hist.htm
http://www.hrono.ru (Хронос - сайт по всемирной истории)
www.future.edu.ru
http-//www.imh.ru/main r.htm (Институт Мегаистории)
httP'//kleio.dcn-asu.rn/rindex.shtml
http://www.kunstkamera.ru (Кунсткамера)
,http://lichm.narod.ru/Lich.htm(ИсторияРоссии)
htpp://rsl.ru (Интернет-хранилище Российской государственной библиотеки)