Слайд 1Родительское собрание
«Развитие творческих способностей детей»
Агафонова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
МАОУ
СШ №1, р.п. Крестцы,
Новгородская область
Слайд 2Задачи: обратить внимание родителей на творческий аспект воспитания детей; познакомить
родителей с играми, позволяющими развить творческие способности ребёнка.
Форма проведения: обучающий
тренинг.
Подготовительная работа: при проведении тренинга родителям потребуются листы бумаги, ручки, краски; учитель подбирает музыку на свой вкус; учитель готовит памятки, в которых записано краткое содержание каждой игры.
Слайд 3Притча: «Гуляла семья в лесу и сбилась с дороги. Видят
– киоск на поляне. На нём надпись: «У нас есть
всё». Купили они папе пилу для камней, маме – платье красивое, меняющее цвет по настроению, дочке – куклу, умеющую говорить. Ушла семья довольная. А продавец загрустил: «Опять не понадобились шлем для творчества, самолёт для полётов во сне и наяву, машина времени. Опять придётся только пыль с них вытирать».
Слайд 4Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в
мире …
В.А.Сухомлинский
Слайд 5Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в
мире сказок, музыки, фантазии, творчества. В.А.Сухомлинский
Слайд 6 Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей .
Словарь
С.И. Ожегова
Слайд 7Что такое творческие способности?
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает
в себя следующие составляющие:
стремление к познанию;
умение познавать новое;
живость ума;
умение в
привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
стремление к открытиям;
умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
свободное воображение;
фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
Слайд 8Что способствует развитию творческой активности у ребенка?
Виды детской деятельности:
Окружающий мир.
Развивающие
игры и игрушки.
Рисование.
Лепка.
Чтение.
Музыка.
Аппликация.
Слайд 9Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.
Будьте терпимы
к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь
отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".
• Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.
• Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
Слайд 10
• Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда
он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть
он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
• Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
• Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
Слайд 11Упражнения и игры для развития воображения
Игра «Сочиняем сценарий». Родители делятся
на группы и совместно придумывают сценарий к фильму. Сначала каждому
за 5-10 секунд необходимо назвать 1-2 предмета. Затем родители придумывают историю, в которой фигурируют данные предметы. На сочинение истории отводится 10 минут. Вопросы-помощники: Кто это? Что делает? Где находится? Что и как говорит? и т.д.
Слайд 12Упражнение «Символика». Родителям предлагается придумать и изобразить три символические атрибута,
отражающих самое главное в их личности. Эти атрибуты: псевдоним, герб
и девиз.
Игра «Рассказ по картинкам». Родители придумывают рассказ, используя предложенные учителем картинки. Затем придумывают продолжение рассказа.
Слайд 13Упражнение «Составь комикс». Родители составляют комикс. При выполнении этого задания
можно использовать готовые картинки. (Детям можно предложить нарисовать картинки самим
и по ним составлять рассказ.)
Игра «Музыка». Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зелёную, синюю, жёлтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.
Слайд 14Упражнение «Незаконченный рисунок». Родителям предлагается лист с изображёнными на нём
кружочками, квадратиками, крестиками, вертикальными, горизонтальными линиями, зигзагами и др. Задача
– используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.
Игра «Натюрморт». Родители рисуют натюрморт на заданную тему. Художники рисуют натюрморт с натуры, родители же должны нарисовать его по памяти. Рекомендуемые темы: «Бабочка на распустившемся цветке», «Яблоко на фарфоровом блюде», «Чашка. Возле неё еловая ветка», «осенние листья на холодной земле» и др.
Слайд 15Упражнение «Ассоциации». Родители придумывают и пишут на листке два столбика,
из четырёх слов каждый. Это могут быть названия предметов, имена
людей, клички животных. Затем к каждой из четырёх пар слов (по одному из каждого столбика) нужно придумать связывающие их ассоциации. Чем больше ассоциаций, тем лучше.
Игра «Архимед». Родителям предлагается найти как можно больше решений вставших перед ними проблем. Проблемы могут быть такими: как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на Луне? Как распознать инопланетянина? Как создать машину для расчёсывания собак? Как сосчитать звёзды? Как сделать машину для приготовления уроков? и др.
Слайд 16Игра «Рифмоплёт». Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка-галка),
сочиняют двустишия на заданные рифмы. Затем подбирают рифму и заканчивают
двустишья. В конце игры можно предложить сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше наработанных рифм. Вариант: одна группа придумывает рифмы, другая – используя их, сочиняет стихотворение. Затем группы меняются ролями.
Игра «Придумай название». Родители слушают рассказ, сказку и придумывают название. Для названий можно использовать пословицы, поговорки, крылатые фразы. Можно предложить придумать название рисунку
Слайд 17Игра «Превращения». Родителям предлагается простой предмет, например стакан. С помощью
мимики, пантомимики, имитаций действий с этим предметом нужно превратить его
в совершенно другой. Так стакан может превратиться в вазу, носовой платок – в скатерть, ручка – в нож и т.д.
Игра «Изобретатель». Родителям предлагается придумать:
-несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
- необычные способы использования обычных предметов.
Слайд 18Упражнения для развития воображения учащихся дома.
Упражнение 1. Предложите своему ребёнку
на несколько секунд превратиться в:
- тигра, крадущегося по джунглям;
- робота;
-
парящую над скалами птицу;
- инопланетянина;
- вождя индейского племени;
- пограничника.
Слайд 19Упражнение 2. Предложите своему ребёнку объяснить вам, на что похожи:
-
облака;
- солнце;
- яблоко;
- кривая линия;
- окно;
- треугольник.
Слайд 20Упражнение 3. Предложите своему ребёнку найти сходство и различие между
предметами:
- мальчик и мужчина;
- цветок и ягода;
- платье и костюм;
-
закат и рассвет;
- страна и город;
- квадрат и круг.
Слайд 21Упражнение 4. Назовите ребёнку сказочных персонажей из разных историй и
попросите составить рассказ, в котором бы они были главными действующими
лицами. Например, баба Яга и Колобок.
Упражнение 5. Предложите ребёнку составить рассказ из предложенных вами слов. Каждое слово должно быть употреблено не более одного раза. Слова должны употребляться в том порядке, в котором вы их детям предложили. Например, солнце, дорога, шляпа, волк, остров, корабль, черепаха, радость, лес, слёзы.
Слайд 22Упражнение 6. Предложите ребёнку рассказать сказку, которую он хорошо знает,
на новый лад. Для этого к тому традиционному тексту сказки
добавьте новые современные слова. Например, к сказке «Колобок» - велосипед, мотор, соревнование, успех, награда.
Упражнение 7. Предложите ребёнку дорисовать рисунок, который вы начали рисовать, и дать ему название.
Слайд 23Упражнение 8. Отрабатывайте с ребёнком дома понятия «выше, ниже, слева,
справа, впереди, сзади». Для этого поиграйте в игру «Путаница». Вы
называете предложение: «шкаф стоит слева от окна. Ты согласен?» ребёнок должен либо согласиться, либо возразить вам.
Упражнение 9. Начните с ребёнком читать какой-нибудь рассказ и прервите его чтение, спустя несколько минут. Предложите ему самому придумать окончание рассказа. Затем предложите ребёнку сравнить свой рассказ с прочитанным.
Слайд 24Упражнение 10. Назовите ребёнку пару слов, находящихся в определённом отношении
друг к другу. Затем называется ещё одно слово, к которому
нужно подобрать другое слово, находящееся в том же отношении к заданному слову, что и первые слова. Например, лошадь – жеребёнок, корова – телёнок:
Яйцо – скорлупа, картофель - ?
Ухо – слышать, зубы - ?
Чай – сахар, суп - ?
Слайд 25Упражнение 11.Предложите ребёнку придумать предложения со словами, у которых несуразные
смысловые связи. Например, жук – стул, рыба – пожар, кит
– сигарета, мухомор – диван
Слайд 26
«Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь,
который надо зажечь».
Слайд 27Ресурсы
http://serpeika.com/images/cms/data/sposobnosti_rebenka2.jpg
http://www.elkeverter.de/bilder/lernenstart.jpg
http://kleinburd.ru/news/wp-content/uploads/2014/03/4127055-R3L8T8D-650-o-DOODLE-570.jpg