Слайд 1Научное познание,
его формы и методы.
Научное познание,
его формы и
методы.
Слайд 2Проверим себя!
1. Что включают ученые в понятие человеческого знания?
а)
результат познавательной деятельности человека;
б) деятельность, в результате которой создается
новое;
в) социальные потребности человека;
г) результат любой творческой деятельности человека.
Слайд 3Проверим себя!
2. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а)
мифы и легенды о сотворении мира;
б) теория относительности;
в)
закон всемирного тяготения;
г) закон соответствия спроса и предложения.
Слайд 4Проверим себя!
3. Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а)
библейская легенда о сотворении мира;
б) предание о Великом потопе;
в)
находки археологов клинописного архива цивилизации шумеров;
г) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами.
Слайд 5Проверим себя!
4. К чувственному познанию относится:
а) суждение;
б)восприятие;
в)
ощущение;
г) наблюдение
Слайд 6Проверим себя!
5. К рациональному познанию относится:
а) суждение;
б)восприятие;
в)
ощущение;
г) наблюдение
Слайд 7Проверим себя!
6. Что понимают ученые под абсолютной истиной?
а) исчерпывающее, точное
знание об объекте исследования;
б) объективные знания об объекте, достигнутые
на определенном этапе познания;
в) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов;
г) знание, полученное в результате применения только форм рационального познания.
Слайд 8Проверим себя!
7. Утверждение «Все земные тела подчиняются закону всемирного тяготения»
является примером:
а)научного знания;
б) обыденного знания;
в) мифологического знания;
г) паранаучного знания.
Слайд 9Проверим себя!
8. Высказывание «Век живи - век учись» является примером:
а) научного знания;
б) народной мудрости;
в) мифологического знания;
г) паранаучного знания
Слайд 10Проверим себя!
9. Наука, изучающая закономерности хозяйственной деятельности человека, - это:
а) история;
б) политология;
в) экономика;
г) психология
Слайд 11Проверим себя!
10. Отличительная особенность эстетического (художественного) познания:
а) получение знаний
при помощи художественных образов;
б) приводит к относительным истинам;
в)
использует только формы чувственного;
г) направлено на получение достоверного знания.
Слайд 12Проверим себя!
11. Критериями истины являются:
а) опыт, практика;
б) мнение
специалиста;
в) соответствие господствующему в обществе учению;
г)
соответствие законам логики
Слайд 13Проверим себя!
12. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А.
Целью научного познания является осознание закономерностей процессов и явлений.
Б.
Целью научного познания является отражение действительности в художественных образах.
а) верно только А; б) верны А и Б;
в) верно только Б; г) оба суждения неверны
Слайд 14Проверим себя!
13. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Объективность
является неотъемлемым свойством и относительной и абсолютной истины.
Б. Объективность
выражается в независимости знания от пристрастий и интересов людей.
а) верно только А; б) верны А и Б;
в) верно только Б; г) оба суждения неверны.
Слайд 15Проверим себя!
14. Соотнесите ступени познавательной деятельности человека и составляющие их
элементы:
Ступени познания Элементы
А.
Чувственное. 1) суждение;
Б. Рациональное. 2) ощущение;
3) понятие;
4) представление;
5)умозаключение; 6)восприятие.
Слайд 16Проверим себя!
15. Соотнесите виды познавательной деятельности и их характерные признаки:
Виды познавательной Признаки деятельности
А. Научное познание
1) образно-символический ряд;
Б. Художественное 2) понятийный аппарат;
познание. 3) теория;
4) субъективность восприятия.
Слайд 17
Научное познание
1) вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных,
знаний о природе, обществе и мышлении.
2) познание, имеющее целью
открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Слайд 18 Научное познание и его методы
Наука-
Форма деятельности людей, направленная
на производство знаний.
Цель науки :
Постижение истины, открытие законов для того,
чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
Высшая ценность :
Объективная истина
Слайд 21Методы современного научного познания
Слайд 23«Дифференциация и интеграция научного знания» § 24 (1 вариант)
Что такое
«дифференциация»?
Что такое «интеграция»?
Приведите примеры
Какую роль сыграла дифференциация в
развитии процесса познания?
Как оценивают специалисты воздействие интеграции научного знания?
Слайд 24«Как происходят научные революции» § 24 (2 вариант)
Как представляли себе
ученые процесс развития научных знаний?
2. Определите сильные и слабые
черты подобного подхода к поиску знаний.
3. Какую новую концепцию сформулировал американский философ Т. Кун?