Слайд 2Цель:
способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к разрешению семейных
конфликтов при построении в будущем собственной семьи.
Слайд 3План урока:
приветствие. Упражнение «Твое будущее»;
беседа о семейных конфликтах;
упражнение «Семейные ситуации»;
Рефлексия.
Слайд 4Упражнение «Твое будущее»
«Традиционное приветствие сегодня мы проведем под девизом «Твое
будущее». Приветствуя друг друга, Вам необходимо сделать вашему партнеру небольшой
прогноз на будущее. Например, «Здравствуй, ИМЯ, я думаю, что через пять лет ты будешь более добродушным и отзывчивым». Вам нужно подойти по очереди ко всем членам группы и, вспомнив все, что вы уже знаете о своем партнере, высказать предположение о его будущем».
Слайд 5Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп,
их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей,
типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп (ы).
Слайд 6Четыре основные стадии конфликта
(К.Витек, 1988; Г.А.Навайтис, 1995)
возникновение объективной конфликтной
ситуации;
осознание объективной конфликтной ситуации;
переход к конфликтному поведению;
разрешение конфликта.
Слайд 7Способы регулирования конфликтов
Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб
другому.
Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс — соглашение на
основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Слайд 8Обработка результатов
В ключе каждый ответ А или В дает представление
о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если
ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Слайд 9Ключ к опроснику
1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В,
14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.
2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,
ПА, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.
3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.
4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.
5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.
Слайд 10Модель процесса восприятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1,2,3,5 – визуальная система процесса восприятия (сектор глаз),
направлена на то, чтобы смотреть, видеть, представлять, предвидеть.
4,6 – аудиальная
система процесса восприятия (сектор слуха), она направлена на то, чтобы слушать, слышать, говорить шепотом, четко диктовать.
7,8,9 – кинетическая система процесса восприятия (сектор чувств) – ощущать, чувствовать, давить, справляться, мыслить.
Слайд 11Основные источники конфликтов в семье:
зависимость супругов от родителей;
трудности достижения молодыми
супругами ролевой совместимости в браке;
различные взгляды супругов на то, как
они будут вести себя во внесемейной сфере, сколь тесными будут их связи с добрачными друзьями и подругами и соседями;
хроническое неудовлетворение каких-либо потребностей одного или обоих супругов;
не «серьезные события» чаще ведут к нарушениям в партнерстве, а постоянно повторяющиеся, незаметные душевные травмы (так называемые мелочи).
Слайд 12Тактики разрешения супружеских конфликтов.
поддерживать чувство личного достоинства мужа и
жены;
постоянно демонстрировать взаимное уважение и почтение;
стараться вызвать энтузиазм у другого
супруга, сдерживать и усмирять в себе проявления злобы, гнева, раздражительности и нервозности;
не акцентировать внимание на ошибках и просчетах своего спутника жизни;
не упрекать прошлым вообще и прошлыми ошибками в частности;
шуткой или любым отвлекающим приемом снимать или приостанавливать нарастающее психическое напряжение;
разрешать назревающие конфликты отвлечением на другие безопасные темы;
не терзать себя и партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в проявлениях ревности, приглушая возникшие подозрения;
помнить, что в браке и семье необходимо проявление крайнего терпения, снисходительности, добросердечия, внимания и других положительных качеств.
Слайд 13Упражнение «Семейные ситуации»
Содержание. Учащиеся делятся на разнополые пары. Затем
раздаются карточки с семейными ситуациями. Задача участников: обсудить в группах
эти ситуации и разыграть их, а затем проанализировать.
Вопросы для обсуждения.
Как проходило обсуждение ситуаций в группе?
Легко ли было придти к единому мнению в группе по разрешению ситуации?
Как распределяли роли в группе?
Как проходило проигрывание ситуации?
Какой придумали эффективный способ разрешения конфликтной семейной ситуации?
Легко ли вообще при возникновении конфликтной ситуации в семье найди способ ее разрешения, которые удовлетворял бы всех членов семьи?
Слайд 14Рефлексия
Сегодня я:
-узнал…
-понял…