Слайд 1Доклад
«Причины неуспеваемости школьников:
анализ отечественного опыта».
Слайд 2Неуспеваемость -
«Более низкий по сравнению с учебной программой уровень
усвоения учащимися содержания образования».
Российская педагогическая энциклопедия (1999)
Слайд 3В.С.Цетлин - называет «отставанием»
Которое «соотносится
с неуспеваемостью как часть с целым, и как момент процесса с результатом.
Отставание как момент, если его не устранить, может превратиться в процесс (процесс отставания) и приведёт в конечном итоге к неуспеваемости.»
Слайд 41. 1920 – е годы – период постановки проблемы неуспеваемости
в педагогике, анализ эмпирических данных.
2. 1930 – е – начало
1950
– х годов.
Начало теоретического изучения проблемы неуспеваемости.
3. Середина 1950 – х
середина 1980 – х годов.
Комплексное исследование проблемы неуспеваемости:
- с позиции дидактики
- методик обучения
- теории воспитания
- педагогической психологии
- дефектологии.
Изучение проблемы
неуспеваемости в советской педагогике
Слайд 5П. О. Эфрусси – черты характерные для неуспевающих:
Неустойчивость внимания и
лёгкая отвлекаемость;
Пониженное общее внимание;
Более медленный темп работы;
Пониженная активность по отношению
к прямым требованиям школы;
Неуверенность в своих силах;
Ограниченный лексикон и слабость логического мышления;
Слабость инициативы;
Сравнительная бедность воображения.
Слайд 6Типология неуспевающих школьников:
Физически слабый ребёнок на почве врождённой физической недостаточности,
перенесённых болезней;
Неуспевающий по причинам соматическим и физиологическим;
Тип слабо одарённого ребенка,
уровень общего развития, которого хотя бы и незначительно, но всё же отстаёт от нормы;
Тип ребёнка живущего в тяжелых материальных условиях;
Дети, живущие в резко отрицательно семейных и культурных условиях;
Тип так называемого нервного ребёнка со всякого рода задержками и аномалиями в общем развитии, с общей недисциплинированностью, трудновоспитуемостью т.д.;
Дети дисгармонично одаренные, то есть с развитием некоторых сторон личности за счёт других.
Слайд 7Типология
П.П Блонского
Неуспевающие первого типа – 50% всех неуспевающих –
это дети с тяжёлой судьбой, физически слабые и умственно неразвитые,
плохо приспосабливаются к условиям школьной жизни. Нередко такие школьники отличаются повышенным интересом к искусству и спорту, но быстро утомляются.
Неуспевающие второго типа – «физически слабые, но умственно развитые» ( около 25% неуспевающих) – являются физически слабыми, пропускают много уроков, быстро устают. Умственно подобные дети достаточно развиты.
Неуспевающие третьего типа – физически нормальные, но умственно не развитые, плохо адаптирующиеся к требованиям школы (примерно 10%)
Неуспевающие четвёртого типа – (примерно 15%) дети, оторвавшиеся от школы из-за домашних условий, сильных внешкольных интересов и других причин.
Слайд 8А.М. Гельмонт – выделил три категории неуспеваемости и обозначил характерные
для каждой
из них причины:
Общее и глубокое отставание в учении
: школьник не успевает по всем или по многим предметам хронически, из четверти в четверть, и зачастую на протяжении нескольких лет. Причины такого отставания связаны с плохой подготовленностью и значительными пробелами в знаниях, неблагоприятными бытовыми условиями, нерадивостью самих учеников, их ленью, нежеланием учиться, недостаточным общем уровнем развития.
Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость только по наиболее трудоёмким и сложным предметам. Причины: недостатки при преподавании этих предметов, недоработки по данным предметам в предшествующих классах (рыхлость знаний, зыбкость умений); недостаточный интерес и сознательность в отношении этих предметов.
Эпизодическая неуспеваемость. Причинами подобной неуспеваемости являются недочёты преподавания, а также недостатки, зависящие от самих учащихся, проявляющихся в невнимании, невыполнении домашних заданий и т.д.
Слайд 9Л.С. Славина – типология неуспевающих (она их разделила
на 5
групп):
школьников, у которых основная причина неуспеваемости связанна с неправильно сформировавшимся
отношением к учению;
учащихся, испытывающих трудности в усвоение нового материала;
школьников, отставание которых связано с неправильно сформировавшимися навыками учебной работы;
учащихся, не умеющих трудиться;
учащихся, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.
Слайд 10Академик Ю.К. Бабанский – выявил следующие причины неуспеваемости:
Слабое владение навыками
учебного труда;
Большие пробелы в знаниях;
Сильная утомляемость;
Отрицательное отношение к учебной деятельности;
Недисциплинированность;
Низкий
уровень волевой воспитанности;
Отрицательное влияние семьи.
Слайд 11В монографии Ю.К. Бабанского
«Оптимизация процесса обучения»
(1972) приведена общедидактическая
классификация стадий неуспеваемости.
Первая стадия – кратковременная, эпизодическая неуспеваемость, устраняемая
в ходе ряда уроков.
Вторая стадия – кратковременная, четвертная неуспеваемость, устраняемая в очередной учебной четверти.
Третья стадия – устойчивая неуспеваемость в течение двух или более четвертей, но устраняемая в течение учебного года или летних занятий.
Четвёртая стадия - устойчивая неуспеваемость в течение всего учебного года, требующая повторного обучения в том же классе.