Слайд 1ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ: ОСОБЕНННСТИ КОНТАКТА С ПОДРОСТКАМИ
Слайд 2ЦЕЛЬ: повышение эффективности взаимодействия родителей с собственными детьми-подростками.
Родитель
Учитель Ребёнок
Попробуем
разобраться, какие
желания и ожидания есть у каждого участника нашего треугольника
Слайд 3Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются
трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
«Переходный», «трудный», «критический» возраст…
Как
протекает развитие личности в эти годы, насколько трудно бывает воспитателям – родителям и педагогам – найти правильную линию поведения по отношению к подростку?
Всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребёнка и для взрослых?
Слайд 4
«Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро -
каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый
из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле» ( Вильям Джеймс).
Слайд 5Мамы и папы!
Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления.
Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими
людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры
Слайд 6Кого считать подростком?
Подростковый возраст- период развития детей от 11 до
15лет (5-8 класс).
Это переходный возраст- от детства к юности, от
незрелости к зрелости.
Слайд 7Психолого-педагогические доминанты развития подростка
Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных
потребностей
Решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей
Возрастающая способность противостоять
отрицательным влияниям среды, но и вероятность подчинения им.
Сохранение высокой зависимости от влияния взрослых (учителей, родителей)в развитии самопознания, личного самоопределения
Слайд 8
«Переходный», «трудный», «критический» возраст… Как протекает развитие личности в эти
годы, насколько трудно бывает воспитателям – родителям и педагогам –
найти правильную линию поведения по отношению к подростку?
Всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребёнка и для взрослых?
Слайд 9Во многом психолого – педагогические доминанты развития определяются кардинальными изменениями
в организме ребенка, бурным процессом полового созревания.
Потребность во взрослом общении.
Превращение
общения подростков в самостоятельный вид деятельности.
Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе.
Возникновение потребности к активной познавательной деятельности.
Потребность в половой идентификации
Слайд 10
Процесс самоутверждения может идти различными путями, но главный из них
– играние ролей, причем именно тех, на которые подросток претендует.
«Умные»
– подростки претендующие на признание своих интеллектуальных способностей.
«Сильные, смелые, волевые» – школьники, утвердившие себя спортивными достижениями, отличаются от сверстников хорошим физическим развитием, превосходят их силой, волей.
«Активисты» – подростки, нашедшие себя в активной общественной деятельности.
«Талантливые» – подростки, самоутверждение которых идет по пути каких-то творческих способностей.
«Увлеченные» – подростки, которым свойственна тяга к сильным увлечениям типа коллекционирования, тяготение к современным модным течениям и ритмам.
Надежный друг, верный товарищ» – подростки, главное достоинство которых заключается в умении дружить, быть верным товарищеским обязательствам, неписанному «кодексу чести».
Слайд 11Наиболее характерные способы компенсации состояний неудовлетворенности у подростков
Рационализация – снижение
ценности недостижимого объекта
Фантазия – мысленное моделирование сложной жизненной ситуации
Сублимация –
замещающая деятельность
Слайд 12Потребность в активной познавательной деятельности
Наличие разных учителей дает возможность сравнивать
их между собой и вырабатывать критерии для оценки их деятельности
Подростков
привлекает содержание предмета, умение педагога создавать ситуацию успеха
Слайд 13Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе
Значимо мнение сверстников, коллектива
класса.
Подростки болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу
в глазах товарищей
Главное – играние ролей
Слайд 14Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности
Общение выходит за рамки
учебы.
Общение со сверстниками для подростков большая ценность , чем общение
с родителями и ближними.
Основное содержание общения подростков – поиск взаимопонимания, взаимодействия
Идеал подростковых отношений «всегда вместе, всё пополам»
Большое место - откровенные разговоры
Слайд 15Потребность во взрослом обращении
Возникновение чувства взрослости
Тяготение к внешним формам проявления
взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать, курение, выпивка, развязный, грубый тон)
Подражание
избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои фильмов, книг, или же сверстники, выделяющиеся чем-то.
Слайд 16Потребность в половой идентификации
Чрезвычайно внимательно относятся к внешним и внутренним
изменениям, которые с ними происходят
Слайд 17 Какие проблемы при этом возникают?
Проблема 1. дефицит мужского влияния
в школе феминизация мужчин и «маскулинизация» женщин.
Проблема 2. Половая дезориентация.
Перекладывание важных дел на женские плечи.
Проблема 3. Вопросы полового просвещения.
Проблема 4. Стихийное сексуальное просвещение.
Проблема 5. Асоциально-половая адаптация подростков.
Слайд 18Возрастными задачами развития подростка являются
Принятие собственной внешности и эффективное использование
собственного поведения
Усвоение мужской и женской роли. Образ половой роли.
Установление новых
зрелых отношений с ровесниками разных полов.
4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
5. Подготовка к профессиональной карьере.
6. Формирование социально-ответственного поведения
7. Построение системы ценностей как основы собственного поведения.
Слайд 19Противоречия подросткового возраста
Противоречия между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и
реальным положением ребенка.
Противоречия в отношениях со взрослыми.
Противоречия между «нужно» и
«опасно»
Слайд 20Приемы эффективного взаимодействия с подростками
Учитесь говорить и слушать
Ребенок рано
или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать
свои потребности и цели.
Чтобы научиться договариваться с подростками надо заново обратиться к правилам активного слушания и доброжелательного общения
Слайд 21А что если…
Очень важно правильно начать беседу. Учитесь выходить на
важные темы естественно и как бы случайно. Не смотреть в
глаза. Задавать вопросы прогнозирующие развитие тревожной ситуации для вас.
Слайд 22Будем друзьями?
Когда ребенок вступает в переходный возраст, оказывается что папы
и мамы совсем не знают своих детей. Хотя именно сейчас
подростку нужны друзья и желательно старшего возраста, с которыми можно бы было поделиться и посоветоваться.
Слайд 23Что такое хорошо и что такое плохо-поговорим о системе ценностей
Для
подростков мерило взрослости – бунт. Круто делать то, что не
нравится взрослым.
Юность- это время, когда лучшим и глубоким натурам приходится притворяться, чтобы не быть отверженным.
Слайд 24Как перехитрить одиночество?
«У меня нет настоящих друзей» так часто полагают
подростки, выставляя для настоящей дружбы нереально высокие
планки. Но в борьбе с комплексом неполноценности подростку поможет воображаемая копилка достижений, комплиментов от приятелей. Очень важно количество – чем больше друзей в телефонной книжке, тем меньше вероятность оказаться одному.
Слайд 25Рекомендации педагогам и родителям
Выстраивайте позитивные отношения между вами
и ребенком.
Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне.
Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку как к личности
Будьте одновременно добры и тверды. Взрослый не должен выступать в роли судьи.
Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда нет успеха.
Имейте мужество: изменение поведения требует практики и терпения.
Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Слайд 26 Да, подросшие дети - не
подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и
спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.
Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья - это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.
Наградой вам будут доверие, уважение и любовь.
А это так важно…
Слайд 27«Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о
качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от
степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».
Бенджамин Спок