Слайд 1Министерство образования Тверской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Тверской педагогический колледж
Выпускная
квалификационная работа
ПМ.03 Классное руководство
МДК.03.01 Теооретические и методические основы деятельности классного
руководителя
Тема: «НЕОБХОДИМОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнила учитель начальных классов
Иванова Мария Александровна
Слайд 2 Классному руководителю отведена роль сопровождающего и
поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного
поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.
Педагогический мониторинг становится основой деятельности классного руководителя, что и определяет актуальность выбранной темы.
Цель исследования: рассмотреть актуальность осуществления диагностико-прогностической деятельности классным руководителем начальной школы.
Объектом исследования является классный руководитель и его деятельности целей и задач требования в ФГОС.
Предметом исследования является диагностико-прогностическая деятельность классным руководителем в становлении личности младших школьников.
Слайд 3
Рабочая гипотеза: использование методов диагностики в работе классного руководителя
с целью отслеживания процессов становления и развития коллектива младших школьников
– актуально имеют такую связь с требованиями ФГОС II поколения.
Слайд 4Констатирующий этап.
Цель констатирующего
этапа заключается в знакомстве прогностической деятельности классного руководителя МБОУ СОШ
д.Вахонино Конаковского района Тверской области.
Задачи:
- провести аналитические исследования с помощью метода наблюдения;
- проанализировать конечные результаты этапа.
Слайд 5Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Вахонино
Слайд 6Интервью с классным руководителем 2 класса МБОУ СОШ д.Вахонино Гарбузовой
Еленой Николаевной от 17.02.2017 года.
На ваш взгляд 2-ой класс дружный?
- Относительно, жалуются родители на то, что дети сами не умеют дружить.
Если сравнить обучающихся, когда они были в 1 классе и сейчас, изменения есть? Если да, то какие?
- Они стали более сознательны, ответственными, повзрослевшими, более спокойными.
Какие традиции есть в вашем классе?
- Совместные мероприятия, походы в театр, отмечаем дни рождения, начало и конец учебного года, новый год.
Что вы предполагаете для сплочения вашего детского коллектива?
- Проводим классные часы, беседы, работа с родителями, игры на сплочения коллектива, флэш-моб и КТД.
Есть ли в вашем классе лидер? В чем это проявляется?
- Есть Ирина. Она сплачивает коллектив, к ней прислушиваются, слушают ее, ответственная, в классе является старостой.
В классе есть «отвергнутые-дети»
одноклассниками?
Если да, то на Ваш взгляд почему?
- Нет. В начале года присматривались к Умарову К., который остался во 2-ом классе на второй год. Сейчас действует как единое целое, его одноклассники не отделяют от своего коллектива.
Вы пользуетесь какими-либо методиками для сплочения вашего класса?
- Психологическими приемами.
Как дети ведут себя при групповых работах на уроках?
В групповых работах совместно выделяют лидера, работают под его руководством (русский язык, математика).
На переменах: группами организуют игры мальчики-мальчики, девочки-девочки.
На физической культуре действуют слажено, но опираются на лидера.
С другими классами: они держатся своего класса, мнения (своим коллективом).
Как вы думаете, что нужно для дальнейшего развития сплочения детского коллектива?
- Продолжить свою работу, совместные мероприятия, беседы, классные часы, диспуты, работа с родителями.
Слайд 7При методе наблюдении с 24 по 28 апреля 2017 года
было выявлено следующее:
- На уроках дети хорошо воспринимают материал, на
переменах подвижны. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач не могут быстро сориентироваться, не всегда находят общий язык. У учащихся не всегда, получается, работать совместно.
Коллектив класса нельзя назвать единым целым, т.к. класс состоит из отдельных групп по симпатиям, которые активно взаимодействуют. Дети в основном доброжелательны друг к другу.
- Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. Не всегда наблюдается и сплоченность учащихся в коллективной деятельности. Тем не менее, в классе есть актив, который приходит на помощь всегда.
Слайд 8Результаты констатирующего этапа
Слайд 9Формирующий этап
Цель формирующего этапа эксперимента заключается в формировании коллективистских отношений
обучающихся 2 класса.
Задача: улучшить результаты констатирующего эксперимента.
Слайд 10Методика М.И. Рожкова проведенная во 2 классе
в 3 четверти
17 февраля 2017
Слайд 11Контрольный этап
Цель контрольного эксперимента: подтвердить или
опровергнуть выдвинутую рабочую гипотезу.
Задачи контрольного эксперимента:
-проанализировать констатирующий
и формирующий эксперименты
-сопоставить полученные результаты;
-сформировать рекомендации классного руководителя.
Слайд 12Методика А.Н.Лутошкина
1 "Песчаная россыпь".
2 ступень. "Мягкая глина»
3 ступень. "Мерцающий маяк".
4
ступень. "Алый парус".
5 ступень "Горящий факел".
Слайд 13Методика А.Н.Лутошкина
1. Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и
нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?
2.
Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?
3. Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?
Слайд 15По итогам исследования можно сказать, что
2 класс находится на
3 ступени уровня развития детского коллектива по А.Н.Лутошкина «Мерцающий маяк».
Слайд 16Результаты уровня развития детского коллектива на сплоченность по разным методикам
Слайд 17Рекомендации классному руководителю по сплочению детского коллектива:
- Детский коллектив нужно
формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет
учителя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.
- Попросите школьного психолога провести в вашем классе тестирование, например, социометрию, для того, чтобы выявить явных лидеров, скрытых лидеров и негативных лидеров ученического коллектива.
- На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.
- Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
- Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.
-Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.