Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №81
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Информационная карта
Технологии
развития критического мышления
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МЕДВЕДЕВА ТИНА ГЕННАДЬЕВНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1012г.
Слайд 2Информационная карта
Технологии развития критического мышления
Слайд 3 Рефлексия- [от лат. reflexio - обращение назад]
Размышление о своих чувствах, анализ своих переживаний.
Технология-. [от греч. technē
- искусство, мастерство и logos - учение] Совокупность методов, процессов и средств, используемых при производстве, изготовлении чего-л.
Когниктивный- познавательный
"Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
Инновационные технологии
Технологии
активизации
учебного процесса
Технологии
активного обучения
Авторские
технологии
Технологи дистанционного обучения
Слайд 5Рассмотрим технологию, которая, с нашей точки зрения, может усиливать
рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать –
технологию развития
критического мышления
Слайд 6Теоретическое обоснование
Технология развития критического мышления появилась в
российском образовании в 1997 г. Авторы - американские ученые Ч.
Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации
Слайд 7Определение
Образовательная технология, направленная на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами
которого являются критичность, открытость, гибкость, рефлексивность, посредством чтения и письма.
Критическое
мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление .
Слайд 8Цель : развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно; формирование
категориального аппарата мышления, характеризующегося:
• осознанием учащимся многозначности позиций и точек зрения;
• преодолением
эгоцентризма мышления;
• рефлексией альтернативности принимаемых решений;
• умением адекватно интерпретировать получаемую информацию.
Слайд 9Этапы (алгоритм)
evocation (вызов, пробуждение)
realization (осмысление новой информации)
reflection (рефлексия)
Слайд 10Фаза вызова
Первая стадия (фаза) - вызова, на которой ставится задача
не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу,
но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы
Слайд 11Фаза осмысления
Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой
стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы
ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Слайд 12Фаза рефлексии
Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии
информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается
Слайд 13Функции фазы вызова
Важнейшей функциями фазы вызова являются:
иинформационная , вызов уже
имеющихся знаний, опыта, который имеется у учащихся по теме; часто
у учащихся нет «первоначальных» знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова «работают»: вопросы до изучения нового материала («толстые и тонкие вопросы», «ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова» и др. ; возможен вариант «вызова знаний» при помощи ассоциаций, предположений
Слайд 14Функции фазы вызова
Мотивационная. Предъявляя «свой опыт», мы ждем его подтверждения
и расширения, задавая «свои вопросы» хотим получитьна них ответы, это
всегда интересно ученику
Слайд 15Функции смысловой стадии
Вторая стадия урока – смысловая, где даются новые
знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т.д.)
На этом этапе
урока учителю важно, «не забыть» о работе, проведенной на стадии вызова, подавать новый материал, «оглядываясь» на запросы учащихся, учитывая их опыт по данной теме, следуя за целями (запросами) учащихся
Таким образом, основными функциями смысловой стадии остаются: информационная (новая информация), мотивационная, функция целеполагания
Слайд 16Функции стадии рефлексии
На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение
пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как
изменилось его знание от стадии вызова – к стадии рефлексии
Не менее важным является и оценка того «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного, всего того, что мы определяем, как инструменты, которые помогут ученику в дальнейшем, «научат его учиться» и без помощи учителя
Функция стадии рефлексии – это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.
Слайд 17Приемы и стратегии
1. «Инсерт» - это маркировка текста значками по мере
его чтения (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил).
2. Таблица «Плюс-минус-интересно».
Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу (Эдвард де Боно).
3. «Эффективная лекция». Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле «вызов - осмысление - рефлексия». Для организации деятельности используется прием «бортовой журнал».
Слайд 18Приемы и стратегии
4. «Кластеры» (грозди), выделение смысловых единиц текста и
графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Грозди (кластеры)
могут стать ведущим приемом как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.
6. Стратегии работы с вопросами, графическое изображение называют «Ромашкой вопросов» (или «Ромашкой Блума»),
«Синквейн» - прием, работающий на стадии рефлексии, написание пятистишия по определенным правилам.
Слайд 20Формы работы
Технология может использоваться для
организации
индивидуальной,
групповой,
коллективной учебной работы учащихся
Слайд 21Педагогический результат
Технология, построенная на рефлексии, позволяет сформировать определенные метакогнитивные умения.
Важным является то, что учащиеся при решении образовательных задач сами
формируют и пользуются метакогнитивными умениями, тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.
Изучение и применение технологии дает возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности, способствует ценностно-смысловому усвоению содержания, а также собственной деятельности на уроке.
Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в плане профессионального развития
Слайд 22Литература
Пособие
Электронный адрес: www.kmspb.narod.ru
Галактионова Т.А., Загашев И.О. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.,
Трифонова Е.А. Современный студент в поле информации и коммуникации. –
СПб., 1999.
Богатенкова Н.В. , Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. – СПб.: СПб ГУПМ. 2001.
Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
Загашев И.О. , Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003 г.
Загашев И.О. , Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003 г.
Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. — М.:Просвещение, 2004 г.
«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ:КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ» методическое пособие под редакцией И.Б. Мыловой Спб 2011