Слайд 1
«Внеурочная деятельность по предмету как фактор мотивации учащихся к выбору
профиля»
Автор: Долженко М.А.
учитель истории и обществознания
МОУ Никитовская средняя
общеобразовательная школа
им. А.С.Макаренко
Слайд 2Внеучебная деятельность школьников -
понятие, объединяющее все виды деятельности
школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач
их воспитания и социализации.
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Слайд 3
Во внеучебном образовательном пространстве главная задача –
создание места (пространства)
для детской пробы, проверки своих знаний и умений, полученных на
учебных занятиях, на прочность, значимость и практическую целостность; создание условий для реализации подростком собственного социального действия
Слайд 4
Пространство опыта - это внеучебное пространство, представленное разнообразием форм, методов
и средств деятельности подростков:
предметные лаборатории;
библиотека;
компьютерная лаборатория;
интеллектуально-творческие игры;
школа юного журналиста
и школа юного обществоведа;
НОУ, совет старшеклассников;
кружки.
Слайд 5Пространство презентации - места предъявления и презентации результатов детского проектирования
школьная научно-практическая конференция;
интеллектуально-творческие игры;
экзамен по защите творческих работ;
фестиваль проектов;
публикации в
школьной газете;
участие в выставке;
участие в предметном конкурсе
Слайд 6Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово - развлекательная деятельность
(досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная
деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Слайд 7Сущность и характер внеклассной работы по истории:
Внеклассная работа осуществляется
во внеурочное время.
Она базируется на добровольном участии школьников.
Внеклассные мероприятия осуществляются
во многом благодаря активности и самодеятельности самих учеников.
Внеклассная работа способствует пропаганде исторических знаний, формированию мировоззрения учеников, их национальному воспитанию.
Внеклассные мероприятия посвящены актуальным событиям отечественной и всемирной истории.
Они способствуют развитию творческих способностей школьников
Слайд 8
Основные направления внеучебной деятельности:
спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная
деятельность, проектная деятельность
Внеклассная работа по истории имеет два основных направления:
- расширение и углубление исторических знаний, полученных на уроке;
- изучение краеведческого материала
Слайд 9Формы внеурочной работы по истории:
массовая — исторические вечера, лекции, беседы,
экскурсии, викторины, конкурсы, олимпиады, недели истории в школе, участие в
политических клубах, экономических обществах, рекламных акциях и т.д.;
групповая — исторический кружок, исторические общества и клубы, походы и экспедиции, выпуск газет, лекторий, кружки, факультативы, встречи с политическими деятелями, оформление рекламных проектов и т.д.;
индивидуальная — чтение исторической литературы, посещение архива, работа в музее, изучение периодической печати, работа над рефератами, подготовка докладов для конференции и т.д.
Слайд 10
Успех в организации внеучебной деятельности школьников - различие результатов и
эффектов этой деятельности.
Слайд 11
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника
в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал
нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Слайд 12
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников
Слайд 13
Формула трёх уровней результатов внеучебной деятельности :
1-й уровень –
школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит
общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Слайд 14
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Слайд 15
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, история края, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Слайд 16
Третий уровень результатов –
получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника
с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Слайд 17Выделение трех уровней результатов внеучебной деятельности позволяет:
во-первых, разрабатывать
образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о
результате;
во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности;
в-пятых, оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.);
в-шестых, формировать мотивации школьников к выбору профиля.