Слайд 1Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога
Автор: Практический психолог Костюк А.А.
“Профессиональное развитие
- это всегда «приобретение и потери, а значит становление профессионала
— не только совершенствование, но и потери» (Зеер Э.Ф.)”
Слайд 2 Профессиональная деформация– это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и
дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.
Слайд 3Стадии профессиональной деформации педагога
(К.Маслач)
1.Эмоциональное истощение — это снижение эмоционального фона.
2.Деперсонализация —
это циничное отношение к труду и объектам своего труда.
3.Редукция личных достижений — это утрата профессиональных ценностей.
Слайд 4Фазы и симптомы
стресса
(В.В.Бойко)
Нервное (тревожное)
напряжение
Резистенция (сопротивление)
Истощение
Слайд 51.Фаза напряжения
Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”
Симптом “неудовлетворенности собой“
Симптом “загнанности в
клетку”
Симптом “тревоги и депрессии”
Слайд 62. Фаза “резистенции”
Симптом “неадекватного избирательного эмоционального реагирования”
Симптом “эмоционально
– нравственный дезориентации”
Симптом “расширения сферы экономии эмоций”
Симптом “ редукции
профессиональных обязанностей“
Слайд 73.Фаза“истощения”
Симптом “эмоционального дефицита”
Симптом «эмоциональной отстранённости»
Симптом «личностной отстранённости, или
деперсонализации»
Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений»
Слайд 8Группы факторов «эмоционального выгорания»
Внешние факторы:
специфика профессиональной
педагогической
деятельности;
организационный фактор.
Внутренние факторы:
коммуникативный фактор;
ролевой и личностный фактор (индивидуальный).
Слайд 9Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов
1.Информирование педагогов
Цель: расширение информированности
сотрудников о том,
как помочь себе
сохранить профессиональное
здоровье и работоспособность
Выпуск буклетов, памяток,
постеров
Выступление на педсовете,
собрании коллектива
Слайд 10Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов
2.Эмоциональная поддержка и стимулирование
Цель: создание хорошего климата внутри коллектива,
чувства достаточной эмоциональной поддержки от
коллег и администрации
Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения»
Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий,
тьютерство
Совместные вечера и отдых, поездки с детьми,
участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения
Слайд 11Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов
3.Профессиональная помощь
Цель: сохранение качества профессиональной
деятельности педагогов
Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.
Диагностика личностных
особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов .
Организация работы творческих групп.
Гештальт - супервизия
Проведение семинаров-тренингов:
-«Коммуникативные игры»
-«Обучение способам саморегуляции»
-«Профессиональный рост»
Слайд 12Рекомендации педагогам
для профилактики и устранения "выгорания"
Эмоциональное общение.
Использование
"тайм-аутов".
Овладение умениями и навыками саморегуляции.
Профессиональное развитие и
самосовершенствование.
Избегание ненужной конкуренции.
Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
Поддержание хорошей спортивной формы.
Слайд 13Творчество – один из наиболее продуктивных и ненавязчивых способов профилактики
профессиональной деформации педагогов
Слайд 15Упражнение « Кто Я?»
Необходимо написать 20 предложений, каждое из которых
начинается с местоимения «Я». Писать нужно как можно быстрее, не
задумываясь.
Я…..
Я ……
Я…… и т. п.
Посмотрите как и кем вы себя представляете.
На какой строке вы начали испытывать трудности в определении своего «Я»? Что вам мешало?
Какие роли, характеристики, занятия вы стали писать, характеризуя себя, после того как преодолели трудности самоопределения?
Слайд 16Упражнение «Проблема»
Упражнение направлено на снижение субъективной значимости проблемной ситуации для
человека, достижение им внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующей
проблеме. Выполняется 10 мин.
Слайд 17«Комплимент»
Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний). Участники
стоят лицом друг другу и образуют пару. Первый партнер оказывает
искренний знак внимания партнеру. Стоящему напротив. Он говорит ему что-либо приятное, связанное с его личностными качествами. Актуальными в профессиональной деятельности. Тот отвечает «Да, конечно, но кроме того, я еще и …» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это внимание). Затем партнеры меняются ролями.
Слайд 18. Упражнение «Чемодан пожеланий»
Участникам тренинга предлагается сказать пожелания всем участникам
тренинга. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и
адресованы конкретному человеку. Все участники тренинга записывают высказываемые пожелания в свой адрес а в конце ранжируют их по степени значимости для себя.
Слайд 19Упражнение «Улыбка»
Найдите в течение дня время и посидите несколько минут
с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При
этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удается удержать ее 10-15 мин., вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.
Слайд 20Информационные ресурсы
Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей
// Вопросы психологии. – 1988. - № 5.
Бойко В. В.
Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996.
Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005.
Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - Режим доступа: http:/www.5ballov.ru/referats/preview/72429/6