Слайд 1Технология формирования правильного типа читательской деятельности.
Технология продуктивного чтения.
Слайд 2Чтение – это окошко, через которое дети видят, познают мир
и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь только тогда,
когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые открыта книга, начинается кропотливая работа над словами.
В.А Сухомлинский
Слайд 3Проблема
Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего школьника
чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе снижается.
Слайд 4Федеральный государственный образовательный стандарт НОО поставил перед школой задачу освоения
обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению
таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль. Восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование и др.
Слайд 5В.А.Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальной школе создаёт
прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление,
воображение, речь.
Слайд 6Профессор Н.Н.Светловская разработала «Теорию формирования типа правильной читательской деятельности».
Трёхступенчатый
процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг.
1.Работа с текстом
до чтения.
2. Работа с текстом во время чтения.
3. Работа с тексом после чтения.
Слайд 71этап - работа с текстом до чтения.
– прогнозируют содержание
текста
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текса, выделение его героев
по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям .
Слайд 8М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утёса великана;
Утром в путь
она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный свет в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
По фамилии автора, жанру произведения определить о чём пойдёт речь. Ставят цель.
Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения.
Слайд 92 этап – работа с тексом во время чтения
–
изучающее чтение текста
А) Первичное чтение( самостоятельное, чтение – слушание, комбинированное
чтение) Выявление первичного восприятия, совпадений предположений.
Б)Перечитывание текста медленное, вдумчивое, выделение непонятных слов и выражений (комментированное чтение)
В) Работа над лексическим значением слов (тучка золотая, утёс, лазурь, задумался глубоко, морщина утёса)
Г) Устанавливаем, какой приём использовал автор для придания стихотворению выразительности (олицетворение- морщина утёса)
Д)Беседа по вопросам.
Результат: интерпретация текста.
Слайд 103 этап- работа с текстом после чтения
– рефлексивное чтение
текста
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
а)Определяем тему произведения
(одиночество)
б)Определяем идею произведения.
– Что хотел сказать автор читателям? (тяжело быть одному, нужен друг, который поможет преодолеть все тяготы жизни.
в) беседа об авторе (презентация)
Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Слайд 11Эффективные приёмы анализа художественного текста
1.Диалог с автором (приём работы с
текстом во время чтения)
Задача учителя – научить задавать вопросы автору
по ходу чтения.
2.Коментированное чтение (с пояснением, толкованием текста)
Используется во время перечитывания текста
( погружения)
Слайд 12Формирование УУД до чтения:
определять формировать цель деятельности на уроке;
учиться
высказывать свои предположения на основе работы с иллюстрацией учебника;
находить ответы
на вопросы в тексте, иллюстрациях;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
-слушать и понимать речь других.
Во время чтения:
-эмоционально проживать текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживат;
высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
ориентироваться в учебнике;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
выразительно читать и пересказывать текст;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
После чтения
-понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать
высказывать своё отношение к героям, их поступкам;
-делать выводы в совместной работе; учиться работать в паре, группе;
-вырабатывать критерии оценки, оценивать себя и других.