Слайд 1 Возрастные особенности подростков.
Педагог –психолог МОУ «СОШ №13» г.Железногорск Курская
обл.
Канищева Е. А.
Слайд 2Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются
трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Слайд 3Мамы и папы!
Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления.
Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими
людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Слайд 4Проблемы переходного возраста
Неуверенность в себе
Тревожность
Сомнения в собственной значимости для родителей
и друзей
Агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя
Эмоциональная зависимость от родителей вступает
в противоречие
Слайд 5Период полового созревания
Снижение
работоспособности
Невнимательность,
рассеянность
Снижение
интереса к учебе
Повышенная
чувствительность
Вспыльчивость
Слайд 6Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим.
Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют
себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.
Слайд 7Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим
в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все
время находятся в состоянии стресса.
Слайд 8Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
Ребенок остро
переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые
Непропорциональность частей тела, неловкость
движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Слайд 9 Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы
самосознания:
чувство взрослости
и
« Я-концепция »
Слайд 10Чувство взрослости
отношение подростка к себе как к взрослому и
осознание себя в какой-то мере взрослым человеком
Слайд 11Как проявляется чувство взрослости подростка?
В желании, чтобы все – и
взрослые и сверстники – относились к нему не как к
маленькому, а как к взрослому
В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей
Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию
Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы
Слайд 12Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
Появляется моральный «кодекс»,
предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения
Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю
«Один за всех и все за одного»
Слайд 13Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и
поступки анализируются им пристрастно
Подросток хочет понять, какой он на самом
деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии
Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой
Внутренний мир
Формируется «Я - концепция» ребенка
Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания
Слайд 14Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо
ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к
себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.
Слайд 15На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности.
Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.
Слайд 16Общение со сверстниками
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая
отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на
отношения с родителями
Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
«Счастье – это когда тебя понимают»
Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде
Неформальные группы
Взаимная симпатия
Общие интересы, занятия
Способы развлечений, место проведения свободного времени
Слайд 17Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание. В это
время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь,
у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом».
Слайд 18Общение со взрослыми
Влияние родителей уже ограничено
Ценностные ориентации подростка, понимание им
социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую
очередь от позиции родителей
Для подростков характерно стремление к эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых:
нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными,
равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Слайд 19Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья.
При этом решающим является не её состав – полная, неполная,
распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
Слайд 20Что нужно делать взрослым?
Дайте свободу. Непослушание – это стремление выйти
из-под вашей опеки.
Никаких нотаций. Измените стиль общения, перейдите на спокойный,
вежливый тон. Поймите: ребёнок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
Слайд 21Что нужно делать взрослым?
3. Идите на компромисс. Ничего никому не
удавалось доказать с помощью скандала.
4. Уступает тот, кто умнее. Запомните:
лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
5. Не надо обижать. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребёнок учится у нас.
6. Будьте тверды и последовательны. Дети тонкие психологи.
Слайд 22
Что нужно ребёнку?
Чтобы его любили
Понимали
Признавали
Уважали
Чтобы он был кому-то нужен и
близок
Чтобы у него был успех в делах, учебе
Чтобы он мог
реализовать себя
Развивать свои способности
Совершенствоваться
Уважать себя
Слайд 23Рекомендации:
Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора,
а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или
спойте под гитару.
Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.
Слайд 24Помогайте, когда он просит вас об этом.
Поддерживайте даже самые ничтожные
успехи во всем - в учебе, спорте и т.д.
Делитесь своими
чувствами.
Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.
Слайд 25Чаще используйте приветливые фразы. Например: "Мне хорошо с тобой", "Я
рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе
соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...
Слайд 26Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира
подростка.
Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.
Слайд 27Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день.
В проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем
крохотные карапузы.
Слайд 28 Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно
порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно
помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.
Слайд 29 Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда,
став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том,
что лучшие друзья - это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.
Слайд 30Наградой вам будут доверие, уважение и любовь.
А это так
важно…
Слайд 31 «Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте
о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не
от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».
Бенджамин Спок