Слайд 1 Программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Методист кафедры управления образованием
ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»
Пушнова Ю.Б.
Слайд 2
1 раздел
«Цели и задачи духовно- нравственного развития».
Цель - воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина.
Формирование личностной культуры.
Формирование социальной культуры.
Формирование семейной культуры.
Слайд 32 раздел
«Ценностные установки
духовно-нравственного развития»
Источники нравственности.
Патриотизм. Гражданственность.
Социальная солидарность.
Семья. Личность.
Труд
и творчество. Наука.
Традиционные религии.
Искусство и литература.
Природа.
Человечество.
Слайд 43 раздел
«Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития»
Воспитание основных
человеческих ценностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание отношения к труду,
жизни.
Ценностное отношение к здоровью.
Отношение к природе.
Чувство прекрасного, формирование
эстетического идеала.
Слайд 54 раздел
«Содержание духовно-нравственного
развития и воспитания».
Особенности развития современного школьника.
Ориентация
на идеал.
Принцип следования нравственному примеру.
Принцип идентификации.
Принцип диалогического общения.
Полисубъектность воспитания.
Системно-деятельная организация.
Слайд 6
5 раздел.
Совместная деятельность ОУ, семьи
и общественности по духовно-нравственному развитию».
Повышение
педагогической культуры родителей (законных представителей).
Взаимодействие с общественными и религиозными организациями,
молодежными движениями.
Взаимодействие семьи и ОУ.
Слайд 76 раздел
«Планируемые результаты
духовно-нравственного развития».
1. Приобретение социальных знаний.
(Воспитание приближено
к обучению).
2. Позитивное отношение к базовым ценностям общества, ценностного отношения
к реальности.
3. Самостоятельное общественное
действие.
(Участие в нравственно- ориентированной социально значимой деятельности).
Слайд 8Модель выпускника.
Первый уровень навыков.
Приобретение знаний о национальных ценностях и приоритетах.
Первичное
осознание себя в социуме(семья, школа, государство).
Формирование в себе модели идеала.
Разграничение
положительной и отрицательной модели поведения.
Опыт взаимодействия с учителем и
одноклассниками на основе полученных навыков общения.
Слайд 9Задачи учителя на первом этапе:
Трансляция знаний, интеллектуального и социального опыта.
Осознание первичных навыков духовности, морали.
Слайд 10Второй уровень навыков.
Применение полученных знаний в общении с учителем и
одноклассниками.
Общение на уровне образовательного учреждения и семьи.
Практическое подтверждение или отрицание
полученных знаний.
Навык оценивания знаний в практике общения.
Опыт личного переживания полученной информации.
Опыт самостоятельного действия.
Опыт сосуществования с адекватным, соответствующим себе социумом.
Слайд 11Задачи учителя на втором этапе:
Создание в классном коллективе обстановки,
закрепляющей
полученные детьми знания, поддержание
положительного имиджа сформированного идеала,
организация учебного
процесса и внеклассной работы,
способствующей духовно-нравственным
приобретениям.
Взаимодействие с семьей для единства
требований и методов воспитания.
Слайд 12Третий уровень навыков.
Закрепление опыта самостоятельного действия.
Формирование общественного и индивидуального самосознания.
Осознание
понятия «свободы».
Опыт взаимодействия с социальной средой за пределами образовательного учреждения
и
семьи.
Расширение зоны самостоятельного
общения.
Опыт осознания базовых национальных
ценностей как собственных.
Развитие нравственного самосознания.
Слайд 13Третий уровень навыков
Закрепление полученного нравственного идеала.
Формирование позитивного отношения к жизни,
доверия и милосердия к людям.
Трансляция приобретенных
знаний и опыта
в социальную среду.
Изменение социальной среды, путем трансляции приобретенных знаний.
Слайд 14
Литературное чтение:
формирование активного осознания смысла учения;
укрепление нравственного самосознания (совести);
формирование основ
морали, определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре
и зле, допустимом и недопустимом.
Слайд 15рекомендации
Примеры из русской и зарубежной литературы, формирующие определенные качества личности:
милосердие, честность, щедрость души, целеустремленность, патриотизм, самопожертвование, коллективизм и т.д.
Слайд 16Окружающий мир. Раздел «История»:
формирование основ гражданской идентичности;
воспитание чувства патриотизма
пробуждение
веры в будущее России;
осознание личной ответственности за судьбу Отечества.
Слайд 17рекомендации
Позитивные примеры из русской истории, формирующие гордость за Отечество, активную
позицию по отношению к агрессии против Родины.
Личности русской истории
(святые земли Русской, полководцы, государственные деятели), соответствующие идеальному
образу человека.
Слайд 18
Окружающий мир. Раздел «Обществознание»:
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
формирование способности
к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе
морального выбора, к принятию ответственности за их результат;
Слайд 19Окружающий мир. Раздел «Обществознание»:
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения;
уважение к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни
представителей народов России.
Слайд 20рекомендации
Воспитание социальной солидарности через раскрытие традиционных гражданских приоритетов: свободы личной
и национальной, уважения и доверия к людям, институтам государства. Демонстрация
государственных символов России: флага, герба, гимна.
Слайд 21Понятия правового государства, свободы совести.
Формирование осознанного и уважительного отношения к
традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным
убеждениям.
Слайд 22
Русский язык:
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку.
Слайд 23рекомендации
Обучающие тексты, содержащие ориентацию на формирование уважения к национальным ценностям.
Слайд 24
Окружающий мир. Раздел «География»:
осознание ценности человеческой жизни в содружестве с
природой;
эстетическое, эмоционально-нравственное отношение к природе.
Слайд 25рекомендации
Изучение географии России, с точки зрения природных богатств, экологических проблем,
формирующих бережное отношение к родной природе.
Знакомство с нормами экологической культуры,
участие в экологических инициативах, проектах.
Личное участие в природоохранной деятельности
Слайд 26Физическая культура:
приобретение личного опыта здоровьесбережения;
осознание роли физической культуры и
спорта в жизни человека;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр,
рекламы, телевидения на человека.
Слайд 27рекомендации
Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких.
Знания о пагубном
воздействии на здоровье человека вредных привычек (табакокурения, наркотиков, алкоголя).
Слайд 28Музыка, ИЗО,
мировая художественная культура.
Через знакомство с фольклором народов России,
культурным творческим наследием формируется навык видеть красоту в окружающем мире.
Создаются условия первых эстетических переживаний,
мотивация к творческой самореализации.
Слайд 29Цель:
Воспитание ценностного отношения к родной культуре.
Укрепление нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях.
Принятие базовых национальных ценностей,
национальных и этнических духовных
традиций.
Формирование эстетических
потребностей
и чувств.
Формирование способности к духовному
развитию.
Уважение к народному творчеству.
Слайд 30Задачи эстетического воспитания.
В учебной деятельности:
Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
Формирование эстетических
идеалов.
Знакомство с художественными ценностями.
Обучение видеть прекрасное вокруг
себя.
Слайд 31Виды деятельности:
Введение курса «Краеведение».
Элективные курсы по истории и культуре родного
края.
Применение теоретических знаний об искусстве на практике (предмет «ИЗО», «Музыка»,
«Технология»).
Знания о стилях одежды (дресс-код школьника).
Участие в олимпиадах и творческих конкурсах.
Слайд 32Задачи эстетического воспитания.
Во внеучебной деятельности:
Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие
творческого мышления.
Раскрытие творческих способностей.
Формирование эстетического вкуса.
Понимание значимости искусства в жизни
каждого человека.
Слайд 33Виды деятельности:
Фольклорные праздники.
Творческие конкурсы.
Встречи с представителями творческих профессий.
Посещение театров, музеев.
Экскурсии
к художественным памятникам города, области.
Участие в творческих объединениях.
Фестивали художественного творчества.
Беседы
о прочитанных книгах, просмотренных фильмах.
Слайд 34
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
реализация творческого потенциала в учебно-игровой
деятельности на основе общепринятых нравственных установок и моральных норм;
развитие трудолюбия,
способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества.
Слайд 35рекомендации
Воспитание ценностных установок духовно-нравственного развития.
Самореализация в социальном творчестве, познавательной и
практической, общественно-полезной деятельности;