Слайд 1Приемы технологии развития критического мышления (ТРКМЧП)
Манешина Л.Н.
МБОУ СОШ №1
Слайд 2Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным.
Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений.
Данное положение также является непременным условием использования технологии развития критического мышления.
Слайд 3Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление означает выработку точки зрения
по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими
доводами.
Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Слайд 4История возникновения
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества
учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы
20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?
Слайд 5Приемы технологии развития критического мышления
«Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево
предсказаний», «Верные и неверные утверждения» , «Верите ли вы, что…»,
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?», «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» , круги Вена, перепутанные логические цепочки, сбор ассоциаций, РАФТ, двойные дневники и др.
Слайд 6Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Первая
стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя
не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Слайд 7Возможные приёмы и методы:
прием «Верите ли вы, что…»;
сбор ассоциаций;
корзина
идей;
кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
«Денотатный граф»,
«Дерево предсказаний»
Слайд 8Верите ли вы, что…
Ветер и дождь могут разрушать горы?
Почва разрушается
от вырубки лесов?
20см почвы образуются за 5 000 лет?
Животные, живущие
в почве, разрушают её?
Растения и животные участвуют в образовании почвы?
На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей
Почва – наша кормилица?
Слайд 9Сбор ассоциаций
Холод
Мороз снег
Зима
Лед метель
вьюга
Слайд 10Приём «Корзина идей»
Что такое «Родина»?
Отечество,
отчий дом,
мать,
родители,
страна,
народ …
Это групповая работа
Слайд 11Кластер
Имя прилагательное
Часть речи
Второстепен-ный член- определение
Обозна-чает признак предмета
Изменя-ется по числам,
родам, паде-жам
Отвечает на вопрос какой? чей?
Слайд 12Перепутанные логические цепочки.
Восстановите цепи питания:
капуста → гусеница капустной белянки →
ястреб → синица
кузнечик → растение → еж → лягушка
Слайд 13Верные и неверные утверждения:
Разделительный ь пишется после согласных.
Разделительный ь
пишется перед согласными.
Разделительный ь пишется после гласных.
Разделительный ь пишется перед
гласными е,ё,ю,я,и.
Разделительный ь пишется в корне слова.
Слайд 14Дерево предсказаний
Тема – ствол дерева.
Листья – это прогноз.
Ветки – это
аргументы, обоснования прогнозов.
Слайд 16Вторая стадия
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой
стадии идёт непосредственная работа с информацией.
Вывод: происходит непосредственный контакт с
новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Слайд 17Возможные приёмы и методы:
методы активного чтения;
маркировка с использованием значков «v»,
«+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
ведение
различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Слайд 21«Фишбоун»-«Рыбий скелет»
В голову «скелета» вписывается проблема. На самом «скелете» есть
верхние «косточки», на них фиксируются факты, и нижние – для
записи причины происходящих событий, подтверждающих наличие сформулированных причин. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.
Слайд 22Бортовой журнал или двойной дневник
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся
заносят их в левую графу. При чтении, во время пауз
и остановок, учащиеся заполняют правую графу, связывая факты со своим видением мира, со своим личным опытом.
Слайд 23Сводная таблица (практическая работа в группах)
Слайд 25Третья стадия
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой
стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация
и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Слайд 26Возможные приёмы и методы:
заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей
между блоками информации;
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
написание
творческих работ (РАФТ, эссе).
«Шесть шляп»,
«Ромашка вопросов»,
«Синквейн»,
«Диаманта»
Слайд 28Шесть шляп
Метод Эдварда де Боно
Белая шляпа. (Факты)
Жёлтая. (Позитивное
мышление)
Черная. (Проблема)
Красная. (Эмоции)
Зеленая. (Творчество)
Синяя.(Философия)Обобщают высказывания каждой группы.
(Эта работа
может быть проведена, например, по теме «Охрана растений» или по сказке «Колобок» и др.)
Слайд 31Синквейн
1-я строка – тема
2-я строка – 2 прилагательных
3-я строка –
3 глагола
4-я строка – предложение (показывает отношение к
теме)
5-я строка – синоним темы
Слайд 32Синквейн
Вода.
Необходимая, вкусная.
Оживляет, замерзает, испаряется
Берегите воду!
Жизнь.
Слайд 33Синквейн
Природа.
Прекрасная, чувствительная.
Живет, разрушается, украшает.
Природа дает жизнь.
Мать.
Слайд 34 ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая
и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
строчка 1:
тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
Слайд 35Иван из сказки «Сивка – бурка»
антигерой
глупый, ленивый
помогающий, доверяющий, незлобивый
доброта, находчивость,
отвага, скромность
мечтающий, надеющийся, верящий
смелый, упорный
герой
Слайд 36РАФТ (Охрана почвы)
Р – роль (любое насекомое почвы)
А – аудитория
(кому пишем – людям)
Ф - форма – обращение
Т – тема
«Берегите почву»
Слайд 37Рафт
-Необходимо написать краткий текст о том, что вы узнали сегодня
на уроке. Текст должен быть написан от имени насекомого, обитающего
в почве и является обращением к людям.
Слайд 38Преимущества технологии:
Повышается ответственность за качество собственного образования.
Развиваются навыки работы с
текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением
интегрировать информацию.
Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств.
Слайд 39Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими
людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно
по отношению к окружающим.
Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
Слайд 40Приёмы и методы (ТРКМЧП)
«Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний»,
«Верные и неверные утверждения» , «Верите ли вы, что…», «Инсерт»,
«Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?», «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» , круги Вена, перепутанные логические цепочки, сбор ассоциаций, РАФТ, двойные дневники и др.
Слайд 41Всё наше достоинство – в способности мыслить.
Только мысль возносит нас,
а не пространство и время, в которых мы ничто.
Постараемся же
мыслить достойно – в этом основа.
Блез Паскаль
Слайд 42Интернет ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/528850/
https://docs.google.com/document/d/1FExnH0YZoT2EjKTEPbtnGRdE0CCyx32EasNxNHmh5b8/edit?pli=1
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-2
https://docs.google.com/document/d/19SgL4nopHxIzca3rLz8Fcvj_mwV1PsKZ83grOSHk8RM/edit?pli=1
http://www.kmspb.narod.ru/posobie/bortjur.htm
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CDMQFjAB&url=http%3A%2F%2Fconstructorus.ru%2Fuspex%2Fmetod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html&ei=pyd-UpXNCuqc4wTWvYGQCg&usg=AFQjCNE3xc8DY4uBCgV34dXSBSvzZEspRw&sig2=Ejn-0KegwY1ef2EBiAYa-w&bvm=bv.56146854,d.bGE&cad=rjt
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=7&ved=0CEUQFjAG&url=http%3A%2F%2Fpervootkrivatel.ucoz.ru%2F11%2Fromashka_Bluma.doc&ei=4Sd-Uqv3H-GE4gTGoICADQ&usg=AFQjCNFneO87_-K3ABa-Bo2NNaOsI-hTgA&sig2=flIBY9NzE0cBvaRJwGyfVQ&bvm=bv.56146854,d.bGE&cad=rjt