Слайд 1Проектирование,
анализ и самоанализ современного урока
Слайд 2С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все
остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль,
дополняя и развивая все то, что закладывается на уроках.
Ю.А. Конаржевский
Слайд 3 Требования к современному уроку
Слайд 4 Как изменяется урок
урок становится личностно-развивающим
урок становится компетентностно-ориентированным
урок становится метапредметным
стирается
грань между обучением и воспитанием
Слайд 5 Структура урока по ФГОС
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
(организационный этап - 1-2 минуты).
2. Целеполагание - 2-3 минуты.
3. Актуализация
знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут.
4. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности - 4-5 минут.
5. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)- 7-8 минут.
6. Реализация построенного проекта - 4-5 минут.
7. Первичное закрепление - 4-5 минут.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) - 4-5 минут.
9. Включение в систему знаний и повторение - 7-8 минут.
10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
11. Домашнее задание - 1-2 минуты.
Слайд 6Типология уроков по ФГОС
Тип урока
Урок изучения нового
Урок закрепления знаний
Урок
комплексного применения знаний
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок контроля, оценки и
коррекции знаний
Основные виды уроков
традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, практикум
практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация
практикум, лабораторная работа, семинар
семинар, конференция, круглый стол
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний
.
.
Слайд 7 Классификация анализа урока
Слайд 8 Краткий анализ урока
проводится сразу после урока и не является
окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает
выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задачи и полученный результат с прогнозируемым.
Слайд 9Структурный анализа урока
Параметры:
Дидактическая задача этапа
Содержание этапа
Условия достижения положительных результатов этапа
Выполнение
дидактических задач этапа
Схема структурного анализа традиционного урока - Ю.А.Конаржевский
структурный анализ.Схема структурного анализа традиционного урока - Ю.А.Конаржевский структурный анализ.doc
Слайд 10Аспектный анализ урока
Три основных компонента
1. Содержательно-целевой
работа с целями, содержанием,
замысел урока, ведущие идеи
2. Организационно-практический
формы и виды взаимодействия учителя
и учащихся, организация познавательной деятельности и т.д.
3. Контрольно-оценочный
система оценочной деятельности, результативность урока карта анализа.система оценочной деятельности, результативность урока карта анализа.docx
Слайд 11Системный анализа урока
Цель – содержание –
методы – формы –
результат.
Как каждый этап урока работал на предыдущий и последующий?
Какова роль
каждого этапа урока в достижении триединой цели урока?
Слайд 12Комплексный анализ урока
Четыре направления
1. Анализ решаемых учителем задач
отражение принципов обучения
в содержании и методике, достижение целей урока, деятельность учащихся, система
оценки, виды обучения, ТСО, учёт индивидуальных особенностей обучающихся
2. Анализ воспитательного потенциала урока
3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя
педагогическая этика, культура, речь, авторитетность мнения, коммуникативные навыки, умения самооценки профессиональной деятельности
4. Анализ деятельности учащихся на уроке карта комплексного анализа.4. Анализ деятельности учащихся на уроке карта комплексного анализа.doc
Слайд 13Полный анализ урока
1. Анализ цели урока.
2. Анализ структуры и организации
урока.
3. Анализ содержания урока.
4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
5.Анализ
работы учащихся на уроке.
6. Анализ домашнего задания.
7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
8. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом)
Общие выводы по уроку:
1. Оценка самоанализа урока учителем.
2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.
3. Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.
4. Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.
5. Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.
Слайд 14Критерии качественного анализа урока
Понимание цели анализа
цель понятна всем субъектам образовательного
процесса
2. Подготовленная программа наблюдения
3. Соблюдение технологической цепочки анализа
сбор информации, её
обобщение и структурирование, формулировка выводов и рекомендаций
4. Видение взаимосвязи результатов урока и его процесса
причинно-следственные связи
Подход к анализу должен быть системным
Слайд 15Анализ урока с позиций требований ФГОС.
1. Целеполагание.
2. Содержание.
4. Методы
организации УД.
3. Логика организации УД (учебной деятельности).
5. Формы организации УД.
6.
Организация контрольно-оценочной деятельности.
7. Результаты проведенного урока.
Анализ урока ФГОС.Анализ урока ФГОС.docx
Слайд 16Самоанализ урока
Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на
его составляющие с целью оценить конечный результат своей деятельности путем
сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Слайд 17Самоанализ урока
Самоанализ урока дает возможность:
-правильно формулировать и ставить цели своей
деятельности учащихся на уроке;
-развивать умения устанавливать связи между условиями своей
педагогической деятельности и средствами достижения целей;
-формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
-формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Слайд 18ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Характеристика класса
2. Место урока в изучаемой теме
3.
Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях
4. Характеристика плана
урока
5. Разбор этапов урока
6. Структурный аспект самоанализа урока
7. Функциональный аспект
8. Аспект оценки конечного результата урока
ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА.ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА.docx
Слайд 19СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА УРОКА в соответствии с требованиями ФГОС
Класс:__
Тема урока:_ «_______________»
Тип
урока и его структура: ______________________
Каково место данного урока в теме?
Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
Какие УУД формировались в процессе урока?
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД
Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Слайд 20СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА УРОКА в соответствии с требованиями ФГОС
Отбор содержания, форм
и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный
этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке?
Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
Считаю, что главный этап урока – это Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Критерии результативности урока.Критерии результативности урока.docx
Слайд 21Литература
ФГОС ООО надо грамотно оформить
Поташник М.М. Требования к современному уроку.
Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока.-
М.: Педагогический поиск, 2013.
Материалы Тринадцатой научно-практической гимназической конференции педагогов России и ближнего зарубежья «Современное образование: наука и практика».- СПб, 2016.
https://1https://1сентября.рф/
http://lyc507u.mskobr.ru/files/samoanaliz_uroka_po_fgos.pdf