Слайд 1
Компетентностный подход
в моделировании профессиональной деятельности педагога
Слайд 2Основные вопросы
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы
развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в
совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции?
Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие?
При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности?
Слайд 3
1.Компетентностный подход в педагогической практике;
2. Ключевые компетенции учащихся;
3. Профессиональная компетентность
учителя
Слайд 4Понятие компетентности
Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы
и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
(МитинаЛ. М.)
Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств -с другой стороны. (Маркова А. К.)
Слайд 5
Компетентность - это способность работника качественно и безошибочно выполнять свои
функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно
осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. (Веснин В. Р.)
Компетентность - это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В. А.)
Компетентность - это совокупность профессионально-педагогических компетенций. (Соловова Е. Н.)
Слайд 6Профессирнально-педагогические компетенции
Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в
том числе в режиме развития.
Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического
общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Слайд 7
Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность
к развертыванию индивидуальной деятельности. Например: знания в области индивидуальных особенностей
психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
Управленческая компетенция, т. е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность
Слайд 8
Рефлексивная компетенция, т. е. умение видеть процесс и результат собственной
педагогической деятельности.
Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
Слайд 9
Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
Креативная компетенция,
т. е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Слайд 10
Компетентность- это наблюдаемые проявления успешной продуктивной деятельности. Компетентность в контексте
педагогической деятельности - это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного
взаимодействия в образовательном пространстве и зависящий от необходимые для этого профессиональных компетенций.
Слайд 11Педагогические ситуации
Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой
воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи,
требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.
Слайд 12В основе каждой ПС лежит конфликт
– недовольство (отрицательное отношение к
кому-нибудь или чему-нибудь);
– разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во
мнениях, взглядах);
– противодействие (действие, препятствующее другому действию);
– противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);
– разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).
Слайд 13Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных
действий:
1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
3. Определение характера ее
содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.