Разделы презентаций


Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников

Содержание

Психическая нагрузка - это сложность, интенсивность, комплексность, временные ограничения и семантика требований, предъявляемых к психическим функциям и процессам человека в процессе деятельности.Психическая перегрузка - это действие, превосходящее обычные адаптивные возможности психики

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников

Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников

Слайд 2Психическая нагрузка - это сложность, интенсивность, комплексность, временные ограничения и

семантика требований, предъявляемых к психическим функциям и процессам человека в

процессе деятельности.
Психическая перегрузка - это действие, превосходящее обычные адаптивные возможности психики человека, при котором включаются резервные механизмы поддержания гомеостаза, то есть развивается состояние стресса.

Психическая нагрузка - это сложность, интенсивность, комплексность, временные ограничения и семантика требований, предъявляемых к психическим функциям и

Слайд 3Работоспособность – показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и

его динамику. Известно, что работоспособность напрямую зависит от внешних условий.

Работоспособность младшего школьника снижается довольно быстро – об этом сигнализирует общее «двигательное беспокойство».
Двигательное беспокойство – защитная реакция организма ребёнка. Он как бы отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления.
Работоспособность – показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Известно, что работоспособность напрямую зависит

Слайд 4Периоды работоспособности можно регулировать, используя различные методы активизации интеллектуальной деятельности.

Например, период врабатывания можно сократить, используя метод усиления мотивации посредством

игры. Игра поможет сконцентрировать внимание детей, затем переключить учащихся непосредственно на процесс работы.
Периоды работоспособности можно регулировать, используя различные методы активизации интеллектуальной деятельности. Например, период врабатывания можно сократить, используя метод

Слайд 5Определить наличие психической перегрузки ученика поможет опросник Е. Пономаревой и Н.

Сивиной «Как понять, что ребенок «выдохся?», по которому для учителя

предлагается 14 критериев оценивания поведения учащихся.

Определить наличие психической перегрузки ученика поможет опросник Е. Пономаревой и Н. Сивиной «Как понять, что ребенок «выдохся?», по

Слайд 6Для учителя предлагается 14 критериев оценивания поведения учащихся, например, если


делает глупые ошибки в тетрадях
более вял, плаксив или сонлив,

чем обычно
засыпает в непривычное для него время
испытывает головные боли во второй половине дня
грубит и обижается больше обычного
в рисунках преобладают коричневые и черные тона
не сразу реагирует, когда к нему обращаются
подхватывает любую инфекцию
появились темные круги под глазами
подолгу сидит без дела, погруженный в себя, или бессмысленно манипулирует предметами
не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо, хотя раньше этого не наблюдалось
во время письма часто меняет почерк
сидя на стуле, принимает следующую позу: нога под себя, голова на руке
стал прогуливать уроки

Для учителя предлагается 14 критериев оценивания поведения учащихся, например, если делает глупые ошибки в тетрадях более вял,

Слайд 7Оценивая каждый критерий по балльной системе 3-0-1 балла, учитель делает

вывод о психофизиологическом состоянии учащихся и подводит итог.
От 0

до 7 баллов - можете быть спокойны, у ребенка все хорошо. Он легко переживает сложившуюся ситуацию
От 7 до 14 баллов - наличие нормальной успеваемости вводит вас в заблуждение, что все в порядке. Действительно, ребенок пока справляется с нагрузками. Но есть опасность, что в борьбе за успеваемостью вы потеряли с ним контакт
От 14 до 41 балла - ребенок устал, имеет смысл обратиться к хорошему психологу, может быть, даже невропатологу, если чувствуете, что сами не в силах изменить ситуацию.

Оценивая каждый критерий по балльной системе 3-0-1 балла, учитель делает вывод о психофизиологическом состоянии учащихся и подводит

Слайд 8Однако, всем давно и хорошо известно: лучше предотвратить болезнь, чем

ее лечить. Для этого необходимо заниматься профилактикой.
Эффективным методом снятия

эмоционального и физического напряжения на уроке можно считать использование экспресс-приёмов по снятию психоэмоциональной нагрузки. Это так называемые «шутки-минутки».

Однако, всем давно и хорошо известно: лучше предотвратить болезнь, чем ее лечить. Для этого необходимо заниматься профилактикой.

Слайд 9В психологии к частным способам саморегуляции эмоционального состояния относят дыхательные

упражнения, релаксационную и аутогенную тренировку, медитацию, десенсибилизацию, реактивную релаксацию и

др.  Применение элементов вышеперечисленных способов саморегуляции на уроках особенно, в моменты компенсаторных перестроек дает видимый результат.
В психологии к частным способам саморегуляции эмоционального состояния относят дыхательные упражнения, релаксационную и аутогенную тренировку, медитацию, десенсибилизацию,

Слайд 10Упражнения в стихах, песенках, направленные на снятие психоэмоциональной нагрузки, детям

нравятся. Они легко заинтересовывают, осваиваются, запоминаются.

Упражнения в стихах, песенках, направленные на снятие психоэмоциональной нагрузки, детям нравятся. Они легко заинтересовывают, осваиваются, запоминаются.

Слайд 11Шутка-минутка «Дождик»
Учитель: «Ребята! Давайте на минутку отвлечёмся от урока.

И послушаем дождик». Положите пальцы на край стола, за которым

сидите. Побарабаньте тихонечко по столу, словно идет дождик. Учитель: «Сейчас я буду для всех задавать вопросы. Каждый из вас будет отвечать на них. Если ответ на вопрос «да» или «это Я», то дробь по столу усиливает тот, к кому это относится. Получится, что дождь в одни моменты нарастает и превращается в весёлый ливень, в другие – утихает, становится еле слышным. Итак, послушаем наш дождь!»

Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения

Шутка-минутка «Дождик» Учитель: «Ребята! Давайте на минутку отвлечёмся от урока. И послушаем дождик». Положите пальцы на край

Слайд 12 - Кто родился летом?
- Кто весной?
-…осенью?


-…а кто – зимой?
- Кто из вас,

ребятки
Любит шоколадки?
- Кто в косички ленты заплетает?
- Кто по полю мяч гоняет?
- Кто умеет шевелить ушами?
- Кто по дому помогает маме?
- У кого в квартире кот?
- …или пёс (наоборот)?
- Кто поёт неплохо?
- У кого есть брат?
- …а сестренка-кроха?
-…огород?
-…и сад?
- Кто рисует?
- …лепит?
-…клеит?
- Кто всех рассмешить умеет?
- Кто читает вслух стихи?
- Кто у нас – ученики?
-Спасибо за участие.
- Кто родился летом? - Кто весной? -…осенью? -…а кто – зимой? - Кто из вас,

Слайд 13Подобные минутки разгрузки на уроках помогают снять неблагоприятные сдвиги в

ряде функциональных систем учащихся.
При нервно-психическом перенапряжении и переутомлении учащихся

хорошие результаты дает тонизирующий вариант дыхательных упражнений. Наиболее распространена дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, ВАЖНО следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза).  После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.


Подобные минутки разгрузки на уроках помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем учащихся. При нервно-психическом перенапряжении

Слайд 141. Упражнение «Ладошки».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки

согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в

кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 20 серий по 8 вдохов).,
2. Упражнение «Погончики».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 8 серий по 8 раз.
3. Упражнение «Насос».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 серий по 8 раз.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

1. Упражнение «Ладошки».Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя.

Слайд 15Весь перечисленный мною комплекс мер по профилактике физиологических и эмоциональных

перегрузок младших школьников не ограничивается только данными упражнениями. Это лишь

небольшая часть педагогического вклада в улучшение психического и физического здоровья детей. Кроме этого, это дает: создание сплочённого коллектива, создание благоприятной атмосферы в коллективе, развитие мотивации и интереса у учащихся к познавательной деятельности.

Весь перечисленный мною комплекс мер по профилактике физиологических и эмоциональных перегрузок младших школьников не ограничивается только данными

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика