Слайд 1Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка
Слайд 2 На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя
и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает замечательный
педагог В. А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».
Слайд 3 Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую
свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить
собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя и в итоге найти свое дело.
Слайд 4 Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она
с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством
родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
Слайд 5 Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется
образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.
Слайд 6Ослаблению воспитательной роли семьи способствуют следующие факторы:
а) чрезмерная занятость
родителей;
б) довольно высокий процент неблагополучных семей;
в) национальный вопрос
(религия, традиции) не позволяет полноценно социализироваться;
г) уровень образованности родителей;
Слайд 7Ослаблению воспитательной роли семьи способствуют следующие факторы:
д) авторитаризм либо
детоцентризм родителей по отношению к детям;
е) состав семьи (неполные
семьи, повторные браки, отсутствие сестер либо братьев);
ж) недостаточная организация досуговой деятельности;
з) компьютеризация детства;
и) недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям.
Слайд 8 Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы
(школа,
производство, государство) воздействуют на ребенка в определенных аспектах через семью.
Слайд 9 Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие
им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом
их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Слайд 10 Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше
всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
Слайд 11 Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями: повышение
педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в
школе, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально- педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Слайд 12 Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями: повышение
педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в
школе, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально- педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Слайд 13 Основным принципом работы с родителями в современных условиях является
отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости
детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо.
Слайд 14 В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы
взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к
себе отцов и матерей.
Слайд 15Критериями эффективности работы педагогов с родителями
служат:
-в начальной школе -
сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное oтношение
к педагогическому коллективу;
-в среднем и старшем звеньях - сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Слайд 16В работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно
рассматриваться как нарушение педагогической этики.
Первый запрет - это запрет
на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим.
Слайд 17В работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно
рассматриваться как нарушение педагогической этики.
Второй запрет - это запрет
на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
Слайд 18В работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно
рассматриваться как нарушение педагогической этики.
Третий запрет - запрет на
оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.
Слайд 19Необходимо запомнить и применять на практике следующие правила:
1. не
назначать собрание на тот вечер, когда по ТВ идет интересный
фильм или футбольный матч;
2. не затягивать собрание искусственно. Помнить, что родители приходят к нам после работы, а дома их ждет еще куча дел;
3. всегда сообщать родителям что-либо новое для них, то, что они могут применить на практике;
Слайд 20Необходимо запомнить и применять на практике следующие правила:
4. никогда не
говорить на общих родительских собраниях о конкретных детях. Для этого
есть индивидуальное консультирование и микрособрания, посвященные той или иной проблеме. На них-то и следует приглашать именно тех родителей, для которых данный вопрос актуален, и следовательно, интересен;
5.не забывать, что родители могут поделиться друг с другом своим опытом, и создавать условия для этого обмена.
Слайд 21Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем
участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.
уроки и мероприятия.
Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с
новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
тематические консультации.
Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность,
компетентность.
Слайд 24 Переписка с родителями.
В настоящее время широкие возможности для
организации взаимодействия семьи и школы предоставляет Интернет – переписка по
электронной почте, информирование родителей об успеваемости через школьный сайт .
Слайд 25 Ролевые игры.
Это коллективная творческая, деятельность по изучению уровня
сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с
родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме»,«Ребенок пришел из школы» и т.д.
Слайд 26Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские
вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего
ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка.
Слайд 27Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские
вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего
ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка.
Слайд 28 И в заключении - Советы
педагогам и родителям:
Если
- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
- ребенка
высмеивают, он становится замкнутым
- ребенка хвалят, он учится быть благородным
- ребенка поддерживают, он учится ценить себя
- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины
Слайд 29 И в заключении - Советы
педагогам и родителям:
- ребенок растет в терпимости, он учится понимать
других
- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым
- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей
- ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным
- ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Слайд 30
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
Санаторно-лесная школа № 1
Подготовили
и выступили:
Говорушко Т.Е
Брызгалова О.В
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!