Слайд 1
Психологические особенности здоровьесбережения педагога
и учащегося
ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
ГБОУ СОШ №840
БОРУТТО Е.А.
Слайд 2Принципы здоровьесбережения
«Не навреди!» - методы, приемы должны быть
обоснованными, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и
преемственность - работа ведется
не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
Комплексный, междисциплинарный подход- единство
в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех - в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность - активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки.
Слайд 3Благоприятный психологический
климат на уроке
Главная
цель учителя научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать
у него интерес, мотивацию к познанию, обучению и
создать благоприятную психологическую
обстановку в классе.
Учитель может добиться интереса разными способами:
во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным,
во-вторых, за счет личностных качеств учителя,
в-третьих, взаимный интерес.
Слайд 4
Факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся
Качества учителя,
оказывающие НЕГАТИВНОЕ влияние на учащихся
Авторитарность (иногда достигающая степени деспотичности), категоричность, бескомпромиссность - педагогическая тактика и стиль общения как проявление черт характера и недостаточность профессиональной компетенции, связанной с невозможностью другими способами замотивировать учащихся на учебную деятельность и соблюдение дисциплины.
повышают уровень психической напряжённости ученика,
провоцируют к появлению симптомов стресса,
формируют мышечные зажимы,
истощают энергетические, психологические ресурсы,
способствует снижению самооценки учащихся,
создаёт у них предпосылки к выработке и закреплению психологических моделей манипулятивного и зависимого поведения.
Авторитарность не следует путать с требовательностью, разумной строгостью, самодисциплиной учителя и соответствующим воспитательным воздействием на учащихся.
Слайд 5Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность
Непредсказуемость поступков
и реакций учителя:
повышает уровень стрессированности,
тревожности школьников,
порождает определённую
тенденцию
при выставлении оценок,
создаёт в классе нервозную атмосферу, с повышенным риском возникновения эмоциональных конфликтов, в как между педагогом и учащимся, так и между учащимися на основе неадекватной оценки.
Если подобные проявления у педагога становятся частыми и явно выраженными, привычными, то они наносят невосполнимый ущерб здоровью и самого учителя, и его учеников.
Слайд 6
Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, дистанцированность,
Отличают тип
учителя, которого точнее назвать урокодателем. Такие проявления основываются на равнодушии
к людям, отсутствии интереса к своей работе, иногда сочетаются с безответственностью.
Вероятность использования здоровьесберегающих технологий в таких
случаях минимальна.
(Не надо путать с чертой характера как замкнутость, проявлениями интроверсии.)
Слайд 7Недоброжелательность, злость враждебность как проявления черт личности
Реакции на неудовлетворённость жизнью, нерешёнными проблемы.
Неизбежно сочетаются с завистливостью, расчётливостью и подобными чертами, осложняющими жизнь самому человек и его окружающим.
В педагогической работе таких учителей явно прослеживается тенденция на поиск внешних причин своих неудач, что самым негативным образом отражается на психологическом состоянии их учеников и на воспитательном воздействии.
Слайд 8Внешние факторы
неправильный выбор профессии,
разочарование в работе,
несбывшиеся надежды на
карьеру,
финансовые проблемы,
неустроенность личной жизни,
не сложившиеся отношения в
школе или с классом и т.д.
Часто это проявления синдрома выгорания!
Более глубокие причины могут касаться чувства незащищенности (что порождает страхи или защитную агрессивность), проявления агрессивности в этих случаях различны, но всегда чреваты конфликтами и повышенным риском психотравматизации школьников и педагогов.
Слайд 9Примеры такого поведения:
«Ну посмотрим как ты у меня завтра запоёшь
!»
«Сидеть!» , «Молчать!», «Я сказала!»
Такие приёмы передачи учителем своего эмоционального
состояния часто затрудняют общение, процесс обучения и приводят к психологическому дискомфорту .
Слайд 10
Качества учителя, оказывающие ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ влияние на учащихся.
Способность учителя к
сочувствию, сопереживанию (эмпатии) способствует снижению стрессогенной атмосферы, нередко возникающие на
уроке, благоприятно отражается на психологическом здоровье школьников, позволяет учителю с большей эффективностью реализовывать индивидуальный подход к учащимся.
Способность к рефлексии как умению посмотреть на себя и всю ситуацию. Для учителя это один из элементов и индикаторов педагогического профессионализма. Поддаётся развитию благодаря участию в психологических тренингах и индивидуальной работе с психологом.
Умение владеть своими эмоциями, быстро и результативно приводить себя в необходимое психофизиологическое состояние.
Слайд 11Умение эффективно слушать, включает качество слушания, управление диалогом, поддержание обратной
связи с учащимся. Это одна из важнейших профессиональных компетенций учителя,
непосредственно связанная с характером психологического воздействия на ученика и обучение.
Проявления поисковой активности, лежащие в основе личностного развития и профессионального самосовершенствования, тесно связанные с уровнем креативности и адаптационных возможностей.
Это качество учителя оказывает многофакторное влияние на результативность учебной работы ( её творческую составляющую), психологическое состояние школьников, достигаемые показатели их воспитания (модель поведения. система ценностей, комплекс навыков).
Слайд 12Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни, даже если
это не очень нравится, но не ущемляет ничьих прав и
свобод, в том числе собственных. Это осознанное и мудрое принятие реалий жизни, предоставление возможности другим людям мыслить и поступать по-своему.
Способность в своей работе с учащимися прогнозировать перспективные результаты, представлять "как слово наше отзовётся" в будущей жизни ребёнка, что вырастет из семечка, посаженного на обычном уроке.
Способность высказывания собственных чувств, например: «Я рассержена», « Мне неприятно говорить о…», « Я огорчена…»
Способность описания своего физического состояния, например:
« Мне стало легко и хорошо!». Иногда человеку проще описать свои ощущения, чем назвать эмоцию.
Способность правильно сочетать напряжённо-серьёзный материал и юмористическое высказывание.
Разумность в своих педагогических требованиях.
Слайд 13Арсенал, которым может располагать педагог,
стремящийся к раскрытию способностей каждого
ребенка и сохранению его здоровья.
доброжелательная обстановка на уроке,
спокойная
беседа,
внимание к каждому высказыванию,
позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения,
тактичное исправление допущенных ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности,
уместный юмор или небольшое историческое (лирическое) отступление.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то
не справился, что-то не смог выполнить.
Слайд 14Только в обстановке психологического комфорта и эмоционального благополучия работоспособность
учащихся заметно повышается,
что в конечном итоге приводит и
к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам, а также сохранению здоровья вам, дорогие учителя, и вашим ученикам!!!.