Слайд 1СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ
В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
«…Семья – это кирпичик
государства…»
«…Семья – ячейка школьного коллектива…»
Автор презентации: педагог-психолог Полупанова Г.А.
2016 г.
Слайд 2
«От правильного воспитания детей
зависит благосостояние народа.»
Д. Локк, английский
философ и педагог
Слайд 3
Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является
всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и
любящий трудиться.
Слайд 4
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль
в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.
Слайд 5Однако, вопрос целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся стоит перед школой
также остро, как и перед родителями учеников.
Следовательно – в
личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу.
Слайд 6Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания.
Потому
что в отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка
каждодневно и располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.
Слайд 7Смысловые основания необходимости взаимодействия школы с семьей
Школа испытывает реальные трудности
в обучении современных детей.
Школа испытывает нереальные трудности в организации поведения
детей.
Родители – лучшие знатоки индивидуальных особенностей своих детей.
Родители могут помочь школе в понимании своего ребенка и в поиске адекватных способов взаимодействия конкретного учителя с конкретным ребенком.
Слайд 8
Семья и школа – это берег и море.
Л. А. Кассиль
Слайд 9Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к
детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага,
комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.
Слайд 10Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку
должна быть глубокая вера в своего ребенка и доверие, искреннее
и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы по мере взросления.
Слайд 11Статусы семьи:
социально-экономический;
социально-психологический;
социально-культурный;
социально-ролевой
Слайд 12У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребенку
его родной дом, она должна сделать все возможное, чтобы обучить
ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей.
Именно школа может и должна помочь ребенку взрослеть, приобретая опыт и знания.
Слайд 13В школу
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в
первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него
на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали.
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Слайд 14Взаимоотношения семьи и школы в последние годы ухудшаются
Слайд 15Представления учителей о позиции родителей в современной школе
Управляющие учителем (45%):
всегда правы; контролеры; критики; учат учителя, как ему работать…
Потребители (40%):
сняли с себя ответственность за ребенка; переложили все на школу; равнодушные; наблюдатели; отстраненные; интересуются только своей личной жизнью и карьерой…
Спонсоры (18 %): доноры; стараются обеспечить своих детей всем необходимым …
«Любящие детей» (13%): слепая родительская любовь; заступники ребенка; готовы любому перегрызть горло за своего ребенка…
Противники учителя (10%): жалобщики, зануды, постоянно воюют с учителем…
Помощники учителя (16%): союзники; посредники между учителем и ребенком…
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, №5. 2012. С. 19-28.
Слайд 16Представления родителей о сотрудничестве с учителями
( по данным опроса в
РФ)
69% опрошенных убеждены в том, что родителям следует поддерживать постоянный
контакт с учителями своего ребенка, не ограничиваясь эпизодическим общением в рамках родительских собраний.
17% полагают, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского собрания.
Затруднились высказать мнение о желательной интенсивности контактов между родителями и учителями 14% респондентов.
Слайд 17Представления школьников о взаимоотношениях учителей и родителей
(по данным опроса 3000
школьников старших классов)
74 % считают взаимодействия родителей и учителей
малоэффективными и разрушительными.
Из них 11% вынуждены были перейти в другую школу по этой причине.
Большинство школьников считают, что в самом начале взаимоотношений ситуация была разрешимой, но ни родители, ни учителя не смогли преодолеть возникшее непонимание.
Слайд 18При каких условиях возможна взаимная помощь?
Оба субъекта осознают нужды, возможности
и ограничения друг друга.
Оба субъекта осознают необходимость конструктивного взаимодействия: нуждаются
друг в друге!
Взаимодействие осуществляется в атмосфере доброжелательности.
Оба субъекта коммуникативно компетентны.
Слайд 19школа
семья
Семья и школа – два субъекта созидания настоящего и будущего
ребенка
Взаимодействие семьи и школы –необходимо и неизбежно!
Слайд 20
Сотрудничество семьи и школы:
вместе против проблемы, а не против друг
друга.
Когда люди объединяются – они могут гораздо больше
Взаимное принятие, понимание,
уважение, поддержка, взаимопомощь, согласованные действия, установленные договоренности
Слайд 21Семья и школа – партнёры в воспитании и обучении детей.
Слайд 22
Для того, чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители
должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для
воспитания ребенка в семье.
Слайд 23Одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является
серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребенка.
Слайд 24Задача школы - заложить в ребенке понимание того, что школа
- это определенная социальная ступень.
Задачи работы педагогов школ с
родителями школьников:
1.сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы
2.систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей.
Слайд 25Образовательное учреждение повышает эффективность:
нравственного воспитания и развития;
трудового воспитания и развития;
умственного воспитания и развития;
физического воспитания и развития;
художественного воспитания и развития.
Слайд 26
Зная воспитательный потенциал семьи, педагог может и должен максимально помочь
родителям в преодолении трудностей взросления их собственного ребенка.
Педагогика должна стать наукой для всех – и для
учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский
Слайд 28
Организуя работу по нравственному воспитанию с семьей, школа должна уделить
самое серьезное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях
нравственных законов существования семьи.
Слайд 29Закон семьи 1.
Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим
независимо ни от чего.
Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости
членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Слайд 30Закон семьи 2.
Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности
и доброты.
Всякую фальшь, обман ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и
быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность.
Слайд 31Закон семьи 3.
Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
Говоря
о воздействии словом,
В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно
применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.
Слайд 32
И содержание, и тон, и место, и время разговора —
всё важно.
Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том,
чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя.
Слайд 33Закон семьи 4.
Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных
приемов наказания ребенка.
Слайд 34Крайней мерой воздействия
В.А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную
силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над
собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
Слайд 35Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только
строгость, но и заботу
о себе.
Слайд 36Закон семьи 5.
Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».
В. А.
Сухомлинский говорит в своих книгах: «... искусство повеления и запрета
... даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».
Слайд 37Закон семьи 6.
Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными
эмоциями и чувствами.
Слайд 38Сегодня мы отмечаем важность воспитания чувств ребенка. Этим необходимо заниматься
и в семье, и в школе. Это значит и словом,
и поступками вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
Слайд 39Закон семьи 7.
Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и
блага, связанные с нею.
Ребенок должен видеть, что все члены семьи
заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд — это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше.
Слайд 40Закон семьи 8.
Закон культивирования в семье положительных привычек.
Слайд 41Закон семьи 9.
Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.
Взрослые,
которые любят ребёнка, желают ему добра, должны строго контролировать каждый
свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Слайд 42Закон семьи 10.
Родители должны демонстрировать красоту
своих отношений.
…создавать нравственные традиции
и обычаи, которые могут показать истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих
людей.
Слайд 43
Воспитание детей в школе должно продолжать родительское воспитание, а это
возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а
школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.
Слайд 44
КАЖДОЕ НАШЕ ДЕЙСТВИЕ –
ОТДАЧА ЛЮБВИ ИЛИ ЗАПРОС НА ЛЮБОВЬ!