Слайд 1ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК
В СЕМЬЕ
Слайд 2Научно-практическая конференция младших школьников
Секция «Социология»
ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ
Выполнила:
Морозова Ксения,
ученица
1а класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» города Чебоксары
Научный руководитель:
Константинова
Валентина Ивановна,
учитель начальных классов
Чебоксары - 2010
Слайд 3ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ
Цель исследования:
подтвердить или опровергнуть стереотипы по
поводу единственных детей в семье.
Стереотип – привычное отношение человека к
явлению.
Слайд 4Задачи исследования:
Рассмотреть проблему воспитания единственного ребенка в семье.
Проанализировать положительные и
отрицательные стороны положения единственного ребёнка в семье.
Провести экспериментальное исследование проблемы
единственного ребёнка.
Разработать рекомендации семьям, воспитывающим единственного ребёнка.
Слайд 5Методы исследования:
анализ теоретических источников по изучаемой проблеме;
наблюдение;
анкетирование;
беседа.
Слайд 6Практическая значимость
Разработать рекомендации семьям, воспитывающим единственного ребёнка.
Слайд 7
О практическом исследовании в 1а классе
В исследовании в рамках
данной работы приняли участие 23 ребенка в возрасте 7-8 лет
– учащиеся 1а класса школы № 18 города Чебоксары Среди класса единственных детей в семье – 14 человек (61%). В остальных семьях по два ребенка (39%). Из 14 человек хотели бы иметь брата или сестру 12 человек, нравится быть единственным ребенком всего одному учащемуся.
Слайд 8СТЕРЕОТИП 1
1. Более раннее и высокое умственное развитие
СТЕРЕОТИП
Единственные дети учатся
лучше и начинают самостоятельно читать раньше, чем дети из больших
семей.
НА ПРАКТИКЕ
Анкетирование же показало, что единственные дети и дети из семей с двумя детьми овладели навыками чтения примерно в одном и том же возрасте – в среднем в 5,2 года.
О сравнении успеваемости детей говорить сейчас сложно, так как они первоклассники, а оценки им начинают выставлять лишь во 2 классе.
Слайд 9СТЕРЕОТИП 2.
Занятость в кружках
СТЕРЕОТИП
Единственный ребенок посещает разнообразные кружки.
НА ПРАКТИКЕ
В
1а классе не занимаются ни в одном кружке 5 человек
(36%) из 14 единственных детей и 1 ребенок (11%) из 9 в семьях с двумя детьми.
Таким образом, единственные дети бездельничают после уроков чаще, чем их товарищи из двудетных семей.
Слайд 10СТЕРЕОТИП 3.
Финансовое содержание
СТЕРЕОТИП
Родители могут выделить больше средств на финансовое содержание
единственного ребенка.
НА ПРАКТИКЕ
На единственного ребенка родители могут позволить себе
потратить больше средств, чем на нескольких детей, и доказывает, что незанятость 36% единственных детей 1а класса после уроков обусловлена не нехваткой средств у родителей на оплату посещения кружков, а другими причинами.
Слайд 11СТЕРЕОТИП 4
Высокая или завышенная самооценка
СТЕРЕОТИП
У единственных детей высокая или завышенная
самооценка.
НА ПРАКТИКЕ
Среди единственных детей положительно оценивают свои успехи в школе
9 человек (69%) из 14 единственных, среди остальных – 4 человека (45%) из 9.
Свои успехи в учебе единственные дети оценивают выше, чем ребята из семей с двумя детьми.
Слайд 12Таким образом, высокий уровень самооценки единственных детей – очередной миф,
не всегда соответствующий действительности.
НА ПРАКТИКЕ
Считают, что умеют добиваться поставленной цели,
8 (57%) из 14 единственных, 8 (89%) из 9 человек из семей с двумя детьми.
Считают свою внешность привлекательной 7 (50%) из 14 единственных детей, 6 (67%) из 9 человек из семей с двумя детьми.
Слайд 13СТЕРЕОТИП 5.
Больше внимания родителей
СТЕРЕОТИП
Родители единственного ребенка уделяют ему больше внимания.
НА
ПРАКТИКЕ
Считают, что родители уделяют им достаточно внимания, 11 (79%) из
14 единственных детей, 5 (56%) из 9 человек из семей с двумя детьми.
Слайд 14 Таким образом, опрос детей 1а класса подтвердил, что родители уделяют
единственным детям больше внимания. То, что единственные дети в 4
раза чаще выбирают в будущем профессию родителей, говорит о большей близости и взаимопонимании между родителями и единственными детьми, а также о том, что у единственного ребенка в семье все же существует некоторая ограниченность в наличии образцов поведения.
НА ПРАКТИКЕ
Выбрать в будущем профессию родителей хотят 6 (43%) из 14 единственных детей, 1 (11%) из 9 человек из семей с двумя детьми
Слайд 15СТЕРЕОТИП 6.
Отношение к помощи других
СТЕРЕОТИП
Единственный ребенок легко принимает помощь
со стороны и не стесняется обратиться за ней, когда испытывает
в этом необходимость.
НА ПРАКТИКЕ
Признают, что им часто требуется помощь взрослых, 5 (36%) из 14 единственных детей, 6 (67%) из 9 ребят из семей с двумя детьми.
Прибегают к помощи других в сложных ситуациях 7 (50%) из 14 единственных детей, 5 (56%) из 9 человек из семей с двумя детьми.
Таким образом, мы видим, что несамостоятельность единственных детей – это очередное заблуждение и единственные дети на самом деле более самостоятельны, чем их сверстники из семей с двумя детьми, гораздо меньше нуждаются в помощи взрослых и реже прибегают к помощи других в сложных ситуациях.
Слайд 16СТЕРЕОТИП 7.
Трудности во взаимоотношениях со сверстниками
СТЕРЕОТИП
У единственного ребенка часто бывают
трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
НА ПРАКТИКЕ
Некомфортно ощущают себя в классе
4 (28%) из 14 единственных детей, среди ребят из семей с двумя детьми таких нет вообще.
Таким образом, единственные дети действительно испытывают трудности в общении со сверстниками.
Слайд 17Выводы
Единственные дети и дети из семей с двумя детьми овладели
навыками чтения примерно в одном и том же возрасте –
в среднем в 5,2 года.
Единственные дети не заняты после уроков в кружках и секциях чаще, чем их товарищи из двудетных семей.
На единственного ребенка родители могут позволить себе потратить больше средств, чем на нескольких детей.
Свои успехи в учебе единственные дети оценивают выше, чем ребята из семей с двумя детьми, а вот самооценка внешности или возможности служить примером для своих товарищей оказалась выше у детей из двудетных семей. Высокий уровень самооценки единственных детей – очередной стереотип, не всегда соответствующий действительности.
Родители уделяют единственным детям больше внимания. То, что единственные дети в 4 раза чаще выбирают в будущем профессию родителей, говорит о большей близости и взаимопонимании между родителями и единственными детьми, а также о том, что у единственного ребенка в семье все же существует некоторая ограниченность в наличии образцов поведения.
Несамостоятельность единственных детей – это очередное заблуждение, и единственные дети на самом деле более самостоятельны, чем их сверстники из семей с двумя детьми, гораздо меньше нуждаются в помощи взрослых и реже прибегают к помощи других в сложных ситуациях.
Слайд 18ПРОБЛЕМЫ
Единственные дети испытывают трудности в общении со сверстниками.
Единственные дети не
заняты после уроков в кружках и секциях чаще, чем их
товарищи из двудетных семей.
Слайд 19Рекомендации родителям единственных детей
Посещайте игровые площадки, где ребенок сможет общаться
со сверстниками.
Помогайте ребенку найти себе товарищей по интересам: плаванию, рисованию,
верховой езде, чтению и так далее.
Постоянно поддерживайте контакт с остальными членами семьи, чтобы ребенок общался со всей родней.
Приглашайте к себе в дом других детей, чтобы они могли поиграть. Скорее всего, после этого ваш ребенок получит ответные приглашения.
Организуйте еженедельные встречи с семьями своих друзей, у которых есть дети того же возраста.